Сплаве по р. Иркут, его верхней части, в районе п. Монды, который находится в 300 км от Иркутска, по Тункинской трассе, а так же, вы узнаете о некоторых достопримечательностях района, ради которых стоит просто съездить туда на экскурсию.
В самом посёлке Монды есть заправка, от неё идёт поворот на Орлик, дорога гравийно-грунтовая, по ней необходимо ехать, чтобы попасть на самые верхние участки реки. Если же не свернуть, то примерно через 7 км вы упрётесь в погранпост, находящийся на государственной границе с Монголией. Так что, без паспортов, вас в Монды просто не пустят даже, ибо погранзона, пост прямо на въезде в посёлок.
Так же, в посёлке вы можете насладиться красивейшим видом на величайший массив Мунку-Сардык, и побывать на одном из священных бурятских мест,
помолиться местным богам, кстати сказать, действует, 2 раза из 3х молитвы услышали и просьбы выполнили, вот только перевыполнили даже очень, и мы хапнули немало экстрима…
К сожалению, из-за характера реки, многочисленных поворотов и скорости воды, до сих пор не существует внятной лоции этого участка. И даже я, очень много раз прошедший этот маршрут до сих пор не смог составить его лоцию, и каждый раз приходится идти по памяти, благо многие места хорошо опознаваемы визуально, и позволяют определить примерно оставшуюся часть маршрута.
Так что, этот текст будет немного сумбурным, без конкретных привязок к местности и времени.
Конечно же, постараюсь максимально полно объяснить вам некоторые нюансы маршрута, дать советы, показать фотографии, что поможет вам осуществить самостоятельно сплав по данному маршруту. Но, сегодня рассматриваться будет лишь несколько участков из Верхнего Иркута, чтобы не делать этот пост слишком длинным. Самый интересный участок опишу в следующий раз.
Итак.
Участок верхнего Иркута делится на несколько частей:
1. От истока из озера Ильчир до р. Сусар – «Чёрный Иркут». Участок для сплава не используется.
2. От р. Сусар до р. Белый Иркут – «Верхний каньон», около 30 км. Сплавляются только каякеры и особо бесстрашные водники.
3. От стрелки с Белым Иркутом до п. Монды. – «Разминочный» Около 15 км. Простой участок, обычно используется турфирмами для раскатки перед «нижним каньоном», и чтоб 2 раза «нижний каньон» не ходить.
4. От автомобильного моста в п. Монды до другого а/м моста, «Нижний каньон» — около 25 км. Самый интересный и доступный участок для начинающих в водном туризме.
5. От нижнего моста и Кырена. Тут обычно никто не сплавляется, много завалов, мало экстрима, мелко… Но мы с командой обычно проходим ещё порядка 5 км от нижнего моста, ради нескольких интересных мест, и только потом заканчиваем маршрут.
Теперь поподробнее об некоторых участках.
1 — «Чёрный Иркут» — Так называется р. Иркут в своём истоке из озера Ильчир. До озера можно доехать на машине, там хорошая рыбалка. Но, как и исток любой реки, слишком узок, мелок, замусорен камнями, так что сплав там невозможен, да и бессмыслен даже на каяках. От слияния рек Сусар и Черный Иркут, если проехать ещё около 10 км по тракту, то можно насладиться видом на Мунку-Сардык с обратной стороны и озером Окинским, откуда берёт своё начало р.Ока.
2 – «Верхний каньон», называется так из-за того, что на всем своём протяжении река течёт между высоких скал, правильнее конечно назвать ущелье, но называют все обычно каньоном. На всём своём протяжении вдоль реки идёт гравийная дорога, изредка уходя в сторону и лишая возможности выбраться на дорогу, но позволяющая даже из проезжающего мимо автомобиля подробно рассмотреть практически весь участок реки.
Участок характеризуется множеством камней разнообразного размера, и весь сплав приходится лавировать между ними, а зачастую просто с них скатываться, так как проходы между камнями достаточно узкие в малую и даже среднюю воду.
В большую же воду и паводок, сплав граничит с самоубийством. А вода в реке может очень подняться за ночь хорошего дождя. Так же, большой уклон реки на этом участке, создаёт очень быстрое течение, особенно в узких местах между больших валунов, что приводит к образованию «бочек» за этими камнями и больших волн.
Собственно вся сложность этого участка – узость реки, часто отсутствие чистого прохода между камнями, большая скорость течения, очень малая глубина реки, практически отсутствие спокойного течения и уловов. Так что, если вы покинете лодку, в случае переворота, то вас может очень долго, несколько поворотов реки, тащить по воде, кидая на камни, очень сильно об них колотя и нанося травмы, притапливать в больших валах и бочках.
Вобщем, этот участок заслуженно пользуется особенной репутацией у иркутских каякеров, которые регулярно туда ездят тренироваться, и не рекомендуется для неопытных водников. Да и опытным водникам на резиновых лодках не советуется, а на катамаране там вообще делать нечего, устанете его таскать через камни!
Туда удобно ездить на 2х машинах, ставите лагерь в конечной точке сплава, оставляете там одну машину, а на второй едите на начальную точку сплава, там её оставляете и сплавляетесь до лагеря, там садитесь на другую машину и возвращаетесь за первой.
Но, я очень очень рекомендую, чтобы вас сопровождала машина по дороге во время сплава, слишком уж там сложно, а так, вы будете иметь возможность сойти с маршрута в любом удобном месте. Да и снять вас на фото-видео сопровождающие смогут!
Из достопримечательностей на данном участке можно отметить водопад «Тэмэлиг». От Монд до водопада 23 км. Это священное бурятское место, бурхан. На водопаде можно увидеть приведение, медведя, горного козла.
Так же по всему участку можно любоваться очень красивыми скалами. Например, вот эта скала похожа на голову слона.
Чуть выше водопада находится съезд к Иркуту, тут удобно заканчивать сплав по Верхнему каньону, вместо стоянки на стрелке с Белым Иркутом, или начинать сплав по Разминочному участку, для тех, кто его хочет немного продлить и попробовать на вкус опасные прижимы.
3 – «Разминочный участок», от слияния рек Чёрный Иркут и Белый Иркут до автомобильного моста в п. Монды. После стрелки рек, река называется просто Иркут.
Сплав обычно начинают чуть выше Белого Иркута, ищите съезд с дороги к реке, сразу за мостом через Белый Иркут. А перед мостом, находится ещё один погранпост и кафе (работает с 10 до 24), возле кафе ловит МТС.
Кстати, в прошлом году, на посту стали дежурить экипажи ГИБДД, да и по дороге иногда стояли возле некоторых бригад, ремонтирующих мосты. Участок ничего интересного собой не представляет, никаких опасностей, кроме завалов, на нём нет.
Не смотря на много рек, вливающихся в Иркут, русло реки становится шире и ещё мельче, так как река постоянно разбивается на несколько проток. Так что. в малую воду сплав на катамаранах там затруднён очень, приходится на себе их таскать по воде через отмели.
Да и на простых надувных лодках вам удовольствия мало доставит. Так что, участок рекомендуется ходить при уровне воды от среднего и выше, а так же, если просто есть желание полюбоваться окрестностями и лишний раз потренироваться перед «Нижним каньоном», и если нет желания проходить 2 раза за выходные нижний каньон.
Из достопримечательностей можно порекомендовать само кафе на стрелке — вкусно, не дорого. А так же р .Буговек, почти перед кафе, на которой сохраняется лёд почти до середины лета, и по его руслу приезжают кататься весной и в начале лета лыжники, сноубордисты.
Сплав рекомендую все же закончить не в Мондах, выше моста, а на левом берегу реки ниже посёлка, там всегда теперь тургруппы водников стоят, в связи с тем, что в посёлок без паспортов не пускают, по трассе это 203 км.