Отчёт сплава по реке Утулик в 2017 году.
Содержание
1. Справочные сведения (паспорт спортивного похода):
1.1 Проводящая организация;
1.2 Место проведения похода;
1.3 Общие справочные сведения о маршруте;
1.4 Подробная нитка маршрута;
1.5 Обзорная карта региона;
1.6 Определяющие препятствия маршрута;
1.7 Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников,
их опыт и обязанности в группе;
1.8 Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов,
в том числе адрес интернет сайта нахождения отчета;
1.9 Поход рассмотрен МКК;
2. Содержание отчёта:
2.1 Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна;
2.2 Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон,
заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения;
2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты;
2.4 Изменения маршрута и их причины;
2.5 График движения;
2.6 Техническое описание прохождения группой маршрута;
2.7 Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте;
2.8 Перечень наиболее интересных природных, исторических
и др. объектов на маршруте;
2.9 Дополнительные сведения о походе;
2.10 Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения;
2.11 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута;
2.12 Копия маршрутной книжки;
2.13 Приложения;
1. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)
1.1 Проводящая организация:
Турклуб «SibRaft», Федерация спортивного туризма, г. Иркутск, Иркутская область.
1.2 Место проведения похода:
Россия, Прибайкалье, Иркутская область, район хребта Хамар-Дабан, река Утулик.
1.3 Общие справочные сведения о маршруте:
Вид туризма | Категория сложности похода | Протяженность активной части похода, км | Продолжительность | Сроки проведения | |
общая | ходовых дней | ||||
Водный | Третья категория | 76 | 7 | 5 | 08.06.2017 – 14.06.2017 |
1.4 Подробная нитка маршрута:
г. Слюдянка (Кафе)– ГМС «Хамар-Дабан» – р. Спусковая – р. Утулик (сплав) – пос. Утулик.
1.5 Обзорная карта региона с указанием маршрута:
Фото 1. Обзорная карта маршрута.
Красная линия – пеший переход.
Синяя – маршрут сплава.
Места ночёвок на отметках: ГМС, Зимовьё 1, Рассоха, Зимовьё 2.
1.6 Определяющие препятствия маршрута:
Название препятствия | Категория трудности в наш уровень воды | Категория трудности при среднем уровне воды | Длина препятствия | Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) | Путь прохождения (для локальных препятствий) |
Порог №16 «Рассохинский» | 2 | 3 | Около 100 м | Образован несколькими крупными валунами. Небольшие косые сливы. Разведка желательна. | S образный проход по основной струе. |
Порог №26 (27) «Раздельный» | 2 | 3 | Около 100 м | На прямом участке, в конце не сильный прижим к скале ЛБ. В русле несколько незначительных бочек, на входе пара камней торчит. | По основной струе с уходом от прижима. |
Порог №28 «Чижик» | 3+ | 4В | Около 350 м | На левом повороте начинается, струя петляет между камнями, есть большая бочки и бой в скалу ЛБ после неё. | По основной струе |
Порог №37 «Трёхкаскадный» | 3 | 4А | Общая длинна около 150м. | Три отдельные ступени разделены участками спокойной воды. Каждая ступень – слив между валунами. | По основной струе |
Порог №53 «Траверс» | 3 | 4А | Около 250 м | По основной струе | |
Порог №54 «Гротовый» | 3 | 4А | Общая длинна около 250 м | Большое количество валунов в русле. Чистый проход у ЛБ, потом слив через гряду направо, затем в конце прямого участка грот. | По основной струе |
Порог № 66 «Мангутайский» | 4А | 5А | Общая длинна около 250 м | Расположен на прямом участке. Большое количество валунов в русле, почти негабаритные проходы, большой уклон, несколько бочек | По основной струе |
Порог № 68 «Зев» | 3 | 4В | Около 300 м | Расположен на прямом участке, после правого поворота. Очень много камней, сливов, бочек. Большой уклон. | По основной струе |
Порог № 72 «Большой Мордоворот» | 4В | 5В | Около 300 м | Начинается на левом повороте, 2 ступени разделены быстротоком, в конце обоих ступеней прижимы к ЛБ, причём во 2 – очень сильный прижим. Самый опасный порог. | По основной струе с уходом от прижима. |
Порог № 90 «Малый Мордоворот» | 3 | 4А | Около 200 м | Зигзагообразный порог, начало довольно широкое, слалом между камнями, в конце навал на скалу ЛБ и подряд 2 бочки на выходе. | По основной струе |
1.7 Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников, их опыт и обязанности в группе, распределение по судам:
№ | Фамилия Имя Отчество | Год рожд. | Адрес | Опыт | Распределение по судам |
1 | Лебедев Андрей Сергеевич | 1979 | г. Шелехов | И-П 2 категории по спортивному туризму. р. Утулик 3 с эл 5 к.с. (Р) – 2016 г р. Ока Саянская 4 к.с. (Р) – 2011 г. р. Снежная 4 с эл 6 к.с (Р) – 2016 г р. Жомболок-Ока Саянская 5 к.с. (У) – 2012 г. | Руководитель группы, капитан К-1 |
2 | Мельников Алексей Александрович | 1992 | г. Братск | И-П 2 категории по спортивному туризму. р. Снежная 4 к.с (У) – 2014 г. р. Ока Саянская 4 к.с. (У) – 2015 г. р. Ока Саянская 4 к.с. (Р) – 2015 г. | Матрос К-1 |
3 | Коненкина Екатерина Леонидовна | 1983 | г. Иркутск | И-П 2 категории по спортивному туризму. р. Иркут 2 к.с. (Р) – 2016г. р. Ока Саянская 4 к.с. (У) – 2015 г. р. Снежная 4 с эл 6 к.с (У) – 2016 г. | Капитан К-2 |
4 | Лоскутников Иван Алексеевич | 1983 | г. Ангарск | р. Ока Саянская 4 к.с. (У) – 2015 г. р. Снежная 4 с эл 6 к.с (У) – 2016 г. | Матрос К-2 |
5 | Новокшонова Анна Генадьевна | 1989 | г. Шелехов | р. Ока Саянская 4 к.с. (У) – 2015 г. р. Снежная 4 с эл 6 к.с (У) – 2016 г. | Капитан К-3 |
6 | Шадрин Александр Владимирович | 1973 | г. Братск | р. Ока Саянская 4 к.с. (У) – 2015 г. р. Снежная 4 с эл 6 к.с (У) – 2016 г. | Матрос К-3 |
Фото 2. Экипаж К1. Мельников Алексей, Лебедев Андрей.
Фото 3. Экипаж К2. Лоскутников Иван, Коненкина Екатерина.
Фото 4. Экипаж К3. Шадрин Александр, Новокшонова Анна.
1.8 Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов, в том числе адрес интернет сайта нахождения отчета: г. Иркутск, ул. Лермонтова, 253. Библиотека Молчанова-Сибирского.
https://sibraft.ru/pochitat/dnevniki/otchjot-utulik-2017
1.9 Сведения о выпускающей МКК: Туристский спортивный маршрут рассмотрен МКК Федерации спортивного туризма Иркутской области №154-10-555622410.
2. Содержание отчёта
2.1 Общая идея похода, цели, стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна:
Поход предполагался изначально по р. Урик — как спортивно тренировочный поход, «настоящей» пятой категории, с участием членов турклуба «SibRaft», для повышения их уровня мастерства и участия в Кубке России. Однако аномальное отсутствие воды в регионе заставило пересмотреть планы и пойти на Утулик, так как крайне низкий уровень воды в Урике мог создать огромные проблемы для группы. Посоветовавшись с группой, принято решение пойти на реку Утулик и заявиться для участия в Зональном Чемпионате.
Цели похода:
1. — Выяснить физическую и моральную подготовку участников, в том числе и на пешей части маршрута, для планирования в будущем маршрута с более тяжёлой пешей заброской на реку Хара-Мурин, часть пешей заброски на которую составляет путь до Утулика.
2. – Совершенствование слаломных навыков, Утулик для этого идеален.
3. – Снятие точных GPS координат важных мест маршрута. В том числе и на пешей части, для составления новой лоции сплава по Утулику и публикация в общем доступе в сети Интернет на сайте команды SibRaft.
4. – Руководителю группы на личном примере показать, что при прохождении подобных походов надо максимально придирчиво подходить к весу используемого снаряжения и личных вещей, что в купе с сублимированными продуктами значительно облегчает вес рюкзаков и способствует более быстрому передвижению группы.
Основной постулат – цена не критерий для покупки, в первую очередь значение имеет вес и целесообразность любой вещи. Иначе перегруз может составить большую опасность, как на сплаве, так и на пешей части, особенно при аварийном выходе.
5. – Тестирование в более сложных условиях, чем Лангутайский порог р. Хара-Мурин, новой модели катамарана экипажа К2-1 являлось ещё одной целью похода. Для похода были выбраны два судна собственной разработки и производства под брендом H2O EXTREME, двухсекционные монобалонные двухместные катамараны. Вес катамаранов составлял: 20 кг К2-1 и 23 кг К2-2, что позволяло значительно облегчить рюкзаки, даже по сравнению с одним из самых лёгких современных спортивных катамаранов — третьим катамараном К2Ред-800, весом 28 кг.
Конструкция катамарана К2-2 успешно прошла многократные испытания на Иркуте, Жомболоке, Оке Саянской в 2016 году. Как на Утулике себя поведёт катамаран К2-1, всего с 2мя поперечинами и габаритами, максимально приближенными к требованиям на дистанциях, и объёмом всего около 700 литров – было не известно, но то, что он успешно отработал на соревнованиях, давало уверенность, что этот маршрут он выдержит, и его габариты прекрасно себя покажут на сложных порогах.
Руководитель похода до этого 3 раза уже проходил Утулик на каяке, один раз в большой паводок в качестве участника, и два раза в средний уровень воды в качестве руководителя похода групп на катамаранах двойках. Остальные члены группы на Утулике не были. Так же, участие в походе достаточно опытных членов команды SibRaft, имеющих опыт совместных сплавов в экипажах, давало уверенность в удачном прохождении маршрута и выполнении всех поставленных задач.
Стратегия, подготовка к походу:
В целях подготовки к походу участники активно посещали спортзал в зимне-весенний период, в мае регулярно ездили тренироваться на Лангутайский порог р. Хара-Мурин.
Фото 5. Спортзал
Фото 6. Результаты соревнований
Кроме того, участники маршрута приняли участие в Чемпионате Иркутской области по спортивному туризму на водных дистанциях и Кубку Байкала по рафтингу, которые проводился за неделю до начала похода на Лангутайском пороге р. Хара-Мурин. Результаты – отличные: 1 место К-2М, К-4М, R-4M; 2 и 6 место К-2См, 3 место К-4См, R-6M. Считаю, что в целом физическая и спортивная подготовка группы была на высоком уровне. Также, участники были застрахованы от несчастных случаев.
Фото 7. Страховка участников
2.2 Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения:
Варианты заброски на Утулик.
Отъезд с маршрута очень прост, на выбор – финиш происходит у автомобильного моста в п. Утулик; отъезд от берега Байкала; от турбазы Утулик, не доходя 3 км до о. Байкал.
Адрес регистрации тургруп: Южный ПСО Аварийно-спасательной службы Иркутской области (г. Слюдянка) адрес: 665904, г. Слюдянка, ул. Набережная 38; тел. сотовый 89016609112
Сотовая связь: крайняя точка связи ГМС «Хамар Дабан» (МТС, Теле2).
2.3Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты:
Разумный аварийный выход с Утулика, в случае каких-то чрезвычайных ситуаций будет затруднен, ввиду отсутствия береговых троп. Берега реки здесь зачастую круты и скалисты, что не располагает к движению вдоль реки по берегу. На Утулике до места стапеля можно вернуться назад, после стапеля — только вниз. В принципе, через часть левых притоков на карте показаны тропы, однако про их наличие и качество остается только догадываться. Вдоль Утулика местами идут рыбацкие тропы, однако, выбраться по ним будет достаточно затруднительно.
Группа была зарегистрирована в ПСО г.Иркутска, имелся в наличии спутниковый телефон, GPS навигатор с подробной картой района маршрута, так что, в случае аварийных ситуаций, вполне можно было бы вызвать спасателей или какой-либо другой вариант помощи от друзей и знакомых, или пробовать выходить пешком.
Запасных вариантов маршрута не предусматривалось, ибо уже пошли по запасному варианту, вместо Урика, да и у руководителя уже имелся трёхкратный опыт прохождения Утулика, как в паводок, так и по малой воде. Так же, группа обладала наличием свободного времени и вполне могла увеличить продолжительность сплава ещё на неделю, в случае различных проблем. Проблема питания решалась бы спиннингом со снастями, которые взял руководитель (опытный рыбак) для такого случая.
2.4Изменения маршрута и их причины:
Маршрут пройден почти без изменений от заявленного варианта, перенесена была ночёвка с Чёртого озера на ГМС и с порога №54 Гротовый на препятствие №59.
Причины первого переноса – выехали позже на 4 часа, из-за форс мажорных обстоятельств, не успевали дойти до предполагаемого места ночлега.
Причины второго переноса – не понравилось место ночлега, решили выбрать более удобное для днёвки.
2.5График движения:
Даты | Дни похода | Заявленный Участок пути | Фактический Участок пути | Протяженность, км | ОХВ, ч | ЧХВ,ч | Определяющие препятствия | Условия |
08.06 | 1 | 1. г.Слюдянка – «Кафе» 2. «Кафе»- пер. Чёртовы Ворота | 1.г.Слюдянка – «Кафе» 2. «Кафе»- ГМС «Хамар-Дабан» | 14 | 10 | 4,5 | Крутой подъём | 1. Газ-66 2. Пешком. ясно,t+20. |
09.06 | 2 | пер. Чёртовы Ворота – р. Спусковой — р. Утулик | ГМС «Хамар-Дабан» — пер. Чёртовы Ворота – р. Спусковой — р. Утулик | 10 | 12 | 9 | н/к перевал Чёртовы ворота 1730м | ясно,t+25 |
10.06 | 3 | стапель | стапель | ясно,t+25 | ||||
11.06 | 4 | р. Утулик – устье р. Рассоха | р. Утулик – устье р. Рассоха | 13,5 | 4,5 | 4,5 | Сплав | |
12.06 | 5 | устье р. Рассоха – пор. №54 Гротовый | устье р. Рассоха – пр.№59 | 14 | 5,2 | 3 | пор. Трёхкаскадный, Чижик, Гротовый, Траверс | Сплав |
13.06 | 6 | Днёвка | Днёвка | |||||
14.06 | 7 | пор. №54 Гротовый – пос Утулик. | пр.№59 — пос Утулик. | 24,5 | 5,5 | 3 | пор. Мангутайский, Зев, Большой и Малый Мордоворот. | Сплав |
Протяжённость маршрута посчитана с помощью средств измерения программы Google Earth.
2.6 Техническое описание прохождения группой маршрута.
1 день. 8 июня 2017г.
К сожалению, планируемый в 6 утра выезд из города не получился из-за форс-мажорных обстоятельств, у одного из участников дома прорвало трубу водоснабжения, пришлось ждать аварийную бригаду для ремонта. Из Иркутска выехали только в 10 утра на 2х своих машинах. В дальнейшем, эта задержка привела к смене первого места ночлега и лишним расходам, на оплату домика для проживания и бани.
Сообщили в ГСК, главному судье Костылеву Ю.С., о выходе группы на маршрут.
Доехали до пункта ПСО в г.Слюдянка, разгрузились, один автомобиль перегнали на финиш, на турбазу «Утулик». Вторую машину, по возвращении, оставили на базе спасателей, за что они с нас потребовали 150 рублей за сутки.
Пока перегоняли машину, в очередной раз перепаковали рюкзаки и предупредили спасателей, что выходим на маршрут. Зарегистрирован же поход был за день до этого, в АСС г. Иркутска, что подтверждает печать в МК. Погрузились в заказанный автомобиль Газ – 66 и в 13.05 выехали.
Фото 8. Едем на а/м Газ 66.
Уже через 20 минут, закрались огромные сомнения в том, что пешка будет простой. Проезжая несколько раз через высохшее русло р. Слюдянка и, учитывая довольно жаркую погоду, все задумались о том, где взять воды, чтобы не случилось обезвоживание организма. Все понимали, что воды в Утулике будет крайне мало, раз её нигде в области нету, впервые за очень много лет, но, чтобы пересохла даже р. Слюдянка – это уже перебор. К счастью, опасения не оправдались, и уже ближе к Кафе, в русле появилось немного воды, так что обезвоживание нам не грозило.
Фото 9. Высохшее русло р. Слюдянка.
Час езды, и мы добрались до «Кафе», разгрузили машину, рассчитались с водителем, пообедали и выдвинулись дальше пешком.
Задача похода №4 стала выполняться довольно скоро, девочки сочли, что их рюкзаки довольно тяжёлые для комфортного похода, так что пришлось их немного разгрузить. К 16.15 добрались до поляны отдыха. Отсюда ещё 6 км до ГМС.
Фото 10. Группа на отдыхе.
Детально описывать пешую часть до ГМС не вижу смысла, скажу только, что дошли нормально, без приключений, мозолей, и в 20.15 пришли на Турбазу «Хамар-Дабан». В связи с тем, что время уже позднее, приняли решение не идти до перевала «Чёртовы ворота», как было запланировано ранее, сняли домик (500 р с человека) и заказали баню (1000 р час).
2 день. 9 июня 2017г.
Проснулись относительно рано и в 9.30 вышли с турбазы. Всего 50 минут подъёма по серпантину и можно считать, что самая тяжёлая часть пути закончилась. Таких крутых подъёмов больше не будет, и дальнейшая скорость движения возрастёт. Небольшой отдых и в путь. В 13.30 дошли до «Чёртова озера», час на обед и снова идём, только уже всё время вниз. По пути нарвали много черемши, что хорошо разнообразило рацион на ближайшие пару дней.
График движения старались поддерживать на уровне 40-45 минут идём (с периодическими остановками на 1-2 минуты), 10-15 минут отдых. Шли медленно, никуда не торопились, экономили силы и берегли свои организмы от травм. Зная, что впереди нас ждёт зимовьё и баня, где можно просушить одежду и обувь, броды через р.Спусковой преодолевали ходом, не разуваясь. Заблаговременно одетые некоторыми участниками гамаши, позволяли обуви оставаться сухой, чему также способствовал низкий уровень воды.
Фото 11. Группа на «Чёртовом озере»
По пути не забываем ставить отметки в навигаторе всех ключевых мест, от приметных полян для отдыха, до координат бродов через ручей Спусковой. Координаты точек маршрута с описанием будут приведены в конце отчёта.
А пока небольшая ремарка, под названием – клещи! Начиная со «второй поляны» и до финиша, руководитель, идя первым, в общей сложности снял с себя 33 клеща! В то время как у остальных, число не превысило 5 штук. Благо ни один не впился. Видимо это была месть за прошлые годы, так как за всю жизнь руководитель снял с себя всего-то штук 10. Так что правильная одежда – залог здоровья на этой части маршрута.
Ну а теперь о главном – брода через Спусковой начинаются нумероваться только после «второй поляны». Всё что до этого – не считается. Если нет навигатора, запомните правило: броды после второй поляны, всё что можно перешагнуть – не считается. Где встретите брод на 2-3 шага – вот это и будет первым бродом.
Всего бродов 12 штук. После 11-го брода будет маленькая поляна с табличкой на дереве «Тункинский нац. парк несанкционированный» и на поляне сложенная из берёзовых палок стрелка, показывающая направо. Эту стрелку руководитель положил ещё 2 года назад, и она до сих пор лежит.
Фото 12. Поляна с табличкой и стрелкой.
Стрелка указывает на тропу, по которой надо пройти, чтобы попасть к Утулику выше р. Спусковой. Там находится зимовьё и баня. Хозяина звать Максим. Мы с ним познакомились 2 года назад на ГМС, и он нас пригласил к себе в зимуху в гости. По его словам, он не против, что его владениями пользуются для стапеля водниками. Это место более удобное, чем классическое место стапеля, баня очень хорошо помогает снять усталость после тяжёлого перехода. На советских картах называется «зим. Долгушино».
От этой полянки, после небольшого спуска вниз к ручью, надо пройти по тропе ещё немного ниже по течению и найти брод на другую сторону, это последний, 12-й брод. Вполне хорошо видна тропа на другом берегу, идущая в гору. Несмотря на состояние тропы на верху горы, частенько теряющейся в корнях деревьев и разветвляющейся – можно не переживать и идти смело, постепенно начиная спускаться с горы — тропа ведёт только к зимовью.
Там удобные поляны для стапеля и палаток, есть большой стол с лавками под навесом из тента. Само зимовьё на 4 человека. К зимовью мы пришли в 21.15.
3 день. 10 июня 2017 г.
День стапеля, тренировок и отдыха. Неспешно собираем катамараны, проверяем личное и общественное снаряжение. По спутниковому телефону связались с друзьями и МКК, сообщили, что благополучно добрались до реки и у нас всё хорошо. Воды в реке крайне мало. Намного ниже даже осеннего уровня. Ниже по тексту, в порогах — Гротовый, Мангутайский, Большой мордоворот, будут приведены фотографии сравнения нашего уровня воды и осеннего уровня, когда воды в реке ниже среднего. Погода солнечная и дождя, к сожалению, не предвидится.
После сборки катамаранов остаток дня посвятили тренировкам. Андрей и Екатерина освежили в памяти навыки оказания первой помощи, и объяснили другим участникам, как надо действовать в возможных проблемных ситуациях — у Екатерины и Андрея есть удостоверения о пройденных курсах в Красном Кресте. Потом тренировались бросать спасательный конец Александрова.
Фото 13. Удостоверения Екатерины и Андрея.
Фото 14. Тренировка оказания первой помощи.
Фото 15. Тренировка спасработ.
Тренировку по переворачиванию катамарана на ровный киль проводить не стали, мы и так этим регулярно занимались в мае на Лангутайском пороге.
Также, день был посвящён детальному обсуждению лоции, схемы реки и порогов.
Фото 16. Обсуждаем материалы по маршруту.
4 день. 11 июня 2017 г.
Цель на сегодня – дойти до стоянки в устье р. Рассоха. Расстояние небольшое, так что никуда не торопимся, подъём в 10 утра, вышли на реку в 13.25. Уровень воды не изменился за ночь. Порядок движения К1, К2, К3.
Река довольно интересна, несмотря на общий фон 1 к.с. На этом отрезке пути река узкая, местами сужающаяся до 3-4 метров. Много поворотов с прижимами, впрочем, уйти от них не проблема, но из-за малого количества воды в реке, зачастую суда проходят впритык к скалам, что создаёт трудности при маневрировании.
Фото 17. Один из типичных прижимов в верховьях Утулика.
Общепринятая нумерация препятствий начинается с шивер за устьем р. Шубутуй – крупный приток с правой стороны, где мы были в 14.20. Общая сложность участка препятствий №1-15 оценена нами как 2 к.с. Траектория движения легко читается с воды, несмотря на это, некоторые препятствия осматриваем в тренировочных целях или если линию движения не видно.
В 15. 20, при просмотре одного из таких препятствий, предположительно №8, нами было обнаружено бревно в пороге, перегораживающее одну из возможных линий движения, самую интересную. Бревно было решено убрать в целях безопасности прохождения порога. Совместными усилиями его утащили как можно дальше от воды.
Фото 18. Бревно в пороге.
Фото 19. Вытаскиваем бревно на берег.
После повторного осмотра порога было решено не рисковать, и идти по более простой линии, несмотря на желание попробовать свои силы в слаломе и пройти порог через то место, где лежало бревно. Поставили страховку с левого берега и прошли по очереди. Порог закончили обрабатывать в 16.15. По пути ещё пару раз останавливались для просмотров препятствий, но ничего особо заслуживающего внимания не было.
В 17.15 дошли до Рассохинского порога. После осмотра решили, что страховку ставить нет смысла, порог простой, ничего опасного нет, вся сложность – в слаломной линии движения.
Фото 20. Группа на просмотре порога Рассохинский.
Препятствие № 16. Порог Рассохинский.
Сложность: Оценён нами как 2 к.с.
Длинна: 100м
Форма: прямой участок реки.
Ориентир: ручей с левой стороны за полкилометра до порога, но он был сухой. Издалека заметны большие валуны в реке
Просмотр, страховка: с любого берега, удобнее левый. После порога большой плёс, достаточный для спасработ.
Обнос: удобнее левый.
Линия движения: заранее не просматривается, но читается по ходу движения, не является сложной, и представляет собой слалом между камнями.
Рис 21. Схема порога Рассохинский.
Фото 22. Панорама движения К2 в пороге Рассохинский.
После порога, через 5 минут сплава — устье р. Рассхоха, где встали на ночь, в 18.00. Стоянка на правом берегу, за устьем. Необходимо заранее идти вдоль берега, и лучше всего зачалиться на галечную косу, мешающую свободному подходу к берегу и просто перетащить суда. На поляне можно поставить максимум 4 палатки. С дровами в самом лесу плоховато, лучше сразу начинать искать плавник вдоль порога. Сняли GPS координаты стоянки.
Фото 23. Панорама устья р. Рассоха.
5 день. 12 июня 2017 г.
С утра опять жара, никакого намёка на дождь. Уровень воды опять остался неизменным. На воду вышли в 12.45. Сразу же от стоянки начинается следующее препятствие №17, в конце разделенное островом на 2 протоки. Линия движения была просмотрена вчера с вечера по берегу, читается легко. Очень много некрупных камней. Чистый проход – в левой протоке, в правой – можно застрять или перевернуться. Все прошли левой протокой.
Фото 24. Препятствие № 17.
Препятствия № 18-23. Общий фон 1-2 к.т. Линия движения везде читается с воды, но многие препятствия отличаются маневрированием между камней, ничего особо примечательного нет.
Препятствие № 24. Просмотр с любого берега. Страховка и обнос эффективны только с правого. Начинается на левом повороте реки, расположен на прямом участке, в конце порога прижим к скале левого берега. После порога большое озеро спокойной воды. В этом озере большой обломок скалы. Линия движения легко читается с воды, сложностей в пороге нет. В нашу воду просто застревали на камнях.
Фото 25. Скала в реке после препятствия № 24.
После обломка скалы – Препятствие № 25, шивера на прямом участке.
По различным картам и лоциям, следующее препятствие идёт №26 – порог «Раздельный», состоящий из 2х ступеней. На наш взгляд, обе ступени следует считать, как отдельные препятствия 26 и 27, если не менять номер порога 28 «Чижик». Так вот, суть замены номера порога Раздельный в следующем. На карте он отмечен как в повороте. По описанию состоит из 2 частей. Но, выходная часть этой «первой ступени», воспринимается как «вторая ступень». А вот вторая ступень отделена от первой слишком большим участком ровной воды, чтобы считать это второй ступенью, а не отдельным препятствием. В представленных картах ФГУП в Приложении внесли соответствующее изменение.
Фото 26. Панорама 1 ступени Раздельного. Препятствие №26.
Фото 27. К1 в препятствии №26 (1 ступень порога Раздельный).
Фото 28. Участок между 1 и 2 ступенью Раздельного.
Препятствие № 27 порог Раздельный.
Сложность: Оценён нами как 2 к.с.
Длинна: 200м
Форма: почти прямая, лёгкий левый поворот.
Ориентир: после предыдущего препятствия.
Просмотр, страховка, обнос: с правого.
Линия движения: легко читается с воды, сильный прижим к большому камню слева в центре порога, потом к ещё больше камню справа, на выходе. Порог шли ходом, со взаимостраховкой с воды.
Рис 29. Порог Раздельный.
Фото 30. К1 в препятствии №27 (2 ступень порога Раздельный).
По картам и лоциям, между Чижиком и Раздельным должно быть препятствие №27. Но его нет. За него все ошибочно считают шиверу, которая переходит после поворота в порог «Чижик». А между этой шиверой и Чижиком нет разделения, и по факту, на просмотр порога (знающие туристы) останавливаются либо перед поворотом на левом берегу, либо в самом повороте на правом берегу, то есть непосредственно уже находясь в пороге. Просто самая опасная часть порога сосредоточена дальше, и начало порога, в виде шиверистого участка, позволяет такие маневры. Но вот в паводок, это может закончиться печально из-за того, что можно не успеть причалить и уйти в порог. Значит, в целях безопасности, надо исключить наименование начальной шиверы порога «Чижик» как препятствие №27 во всех картах и лоциях. Это заставит туристов правильно относиться к своевременной чалке перед порогом Чижик.
В представленных картах в Приложении внесли соответствующее изменение.
Препятствие №28 порог «Чижик».
Сложность: Оценён нами как 3+ к.с.
Длинна: 200м
Форма: углом, начинается шиверой, которая после поворота переходит в порог.
Ориентир: после предыдущего препятствия, виден резкий поворот.
Просмотр: лучше с правого.
Страховка, обнос: с правого.
Линия движения: легко читается с воды в первой части, и требует просмотра во второй части, представляет собой длинную серию сливов между валунами. Сильный прижим к большому камню слева в конце порога.
Рис 31. Схема второй части порога Чижик.
В нашу воду линия движения читалась чётко, небольшую сложность представляла только небольшая палка перед бочкой, застрявшая в камнях, но её все благополучно миновали.
К порогу подошли в 13.35. Прошли шиверистую часть порога и причалили на правый берег для просмотра остальной части порога. После просмотра поставили страховку спасконцом с правого берега в конце порога и прошли в походном порядке. Порог закончили обрабатывать в 14.20
Фото 32. Панорама порога Чижик.
Фото 33. Страховка порога Чижик.
Фото 34. Панорама движения К2 в пороге Чижик.
Фото 35. К1 в пороге Чижик.
Фото 36. Панорама движения К3 в пороге Чижик.
Препятствия №29-36. Ничего особо запоминающегося. Общий фон 2 к.т. Очень часто застревали в негабаритных проходах и приходилось тратить много времени на сталкивание катамаранов с камней. В 15.15 подошли к порогу «Трёхкаскадный».
Фото 37. К2 и К3 застряли в одной из шивер.
Препятствие № 37 порог «Трёхкаскадный».
Сложность: Оценён нами как 3 к.с.
Длинна: 300м
Форма: почти прямая, с лёгким правым поворотом.
Ориентир: нет.
Просмотр, страховка, обнос: с правого.
Линия движения: читается с воды в первой части, и требует просмотра во второй и третьей части, представляет собой несколько отдельных ступеней с серией узких сливов между большими валунами.
Опасности порог в нашу воду не представляет, даже в случае навала на камни и переворота (что было практически нереально, в связи с крайне низким уровнем воды), между ступенями достаточно места для страховки и самостраховки. Первая ступень самая простая, вторая – самая сложная, ввиду малых габаритов прохода и предпочтительной линии движения в слепой слив под скалу левого берега.
Порог прошли ходом, без просмотра, с взаимостраховкой. Очень слабое течение в пороге позволяло вплотную приближаться к препятствиям и сходу оценивать возможность их прохождения, а в случае проблем, брёвен – зачалиться к берегу.
Рис 38. Схема 2 и 3 ступени порога Трёхкаскадный.
Фото 39. К1 в 1 ступени порога Трёхкаскадный.
Фото 40. К1 во 2 ступени порога Трёхкаскадный.
Уже дома, анализируя снятые координаты порога, и сопоставляя их космоснимкам Google Eahrt и картой ФГУП выяснили, что на карте ошибка в расположении этого порога. В представленных картах в Приложении внесли соответствующее исправление.
Фото 41. К1 в 3 ступени порога Трёхкаскадный.
Препятствия № 38-43. Ничего особо запоминающегося. Общий фон 2 к.т. В 15.45 подошли к порогу «Переправа».
Препятствия № 44 порог «Переправа». Длинный порог, около 350 метров. Через 3 поворота, после Трёхкаскадного. Чётких ориентиров нет, вход в порог видно хорошо издалека, просмотр и страховка с правого берега. Нами оценён как 3 к.с.
Этот порог руководитель хорошо помнил по предыдущим походам. Очень интересное место со слаломом между здоровыми валунами. Сложности не представляет, но очень техничный. Линия движения читается хорошо, но отрезками. Было решено идти его сходу, после небольшого отдыха с перекусом перед порогом.
Фото 42. Панорама начала препятствия №44 – порог «Переправа».
Фото 43. К1 в середине пороге «Переправа».
Название порога придумали после второго сплава в этом году по Утулику, осенью. Раньше был просто номер 44 во всех отчётах и на картах. Название порог получил в связи с тем, что в этом году были обнаружены 2 металлических троса, натянутых с одного берега на другой, в месте впадения ручьёв в конце порога. Осенью тросы всё ещё висели, никаких изменений не произошло. Назначение этой переправы и кем она была построена, путём расспросов знакомых, выяснить пока что не удалось. Теперь это будет хорошим ориентиром порога, так как многие его путают с порогом «Траверс».
В представленных картах ФГУП в Приложении внесли соответствующее дополнение.
Фото 44. Подвешенные тросы в конце препятствия №44.
Препятствия № 45-52. Ничего особо запоминающегося. Общий фон 2 к.т. В 16.52 подошли к порогу «Траверс»
Препятствие № 53. Порог «Траверс».
Сложность: Оценён нами как 3 к.с.
Длинна: 300м
Форма: почти прямая, состоит из 2х ступеней.
Ориентир: после левого поворота.
Просмотр, страховка, обнос: с правого.
Линия движения: читается с воды во второй ступени, и требует просмотра в первой.
1 ступень очень сильно похожа на препятствие №44, из-за чего их часто путают. Вторая ступень — после небольшого отрезка гладкой воды, после чего река сужается и слегка прижимается к скале левого берега. Во второй ступени 3 небольших сливчика с камней. Первую ступень шли ходом.
Фото 45. Схема в первой ступени порога «Траверс».
Фото 46. К1 в середине порога «Траверс».
Фото 47. Панорама движения К2 во второй ступени порога «Траверс».
Фото 48. Панорама движения К3 во второй ступени порога «Траверс».
В 17.10 Остановились проверить зимовьё на пороге «Гротовый» на предмет ночёвки в нём. На полатях может разместиться 4 человека и 2 на полу. После осмотра зимовья группа решила, что стоит рискнуть и поплыть дальше, до следующего зимовья, которое в прошлом году обнаружил руководитель, так как оно более подходит для завтрашней днёвки, оно просторное и там есть баня.
Фото 49. Зимовьё на пороге «Гротовый».
Препятствие № 54. Порог «Гротовый».
Сложность: Оценён нами как 3 к.с.
Длинна: 400м
Форма: почти прямая, состоит из 2х ступеней.
Ориентир: ручей слева, над ним торчит выступающее бревно.
Просмотр, страховка: с левого.
Обнос: с левого до конца первой части, потом траверс на правый берег и обнос грота по правому берегу.
Линия движения: читается с воды, заход в порог чистый, под левым берегом, смещается по диагонали вправо, через гряду камней, где заканчивается первая ступень. Потом участок быстротока и вода уходит в грот левого берега. Сам грот опасности почти не представляет, даже в паводок от него очень легко уйти.
Просмотрели порог. Проход чистый, сложностей, кроме застревания в негабаритных проходах нет. Решили идти ходом, с взаимостраховкой. Получилось одно из самых медленных прохождений, в первой ступени все катамараны застревали везде, где только можно и приходилось постоянно слазить с катов. Вторая ступень проблем не доставила.
Фото 50. Схема порога «Гротовый».
Фото 51. Начало порога «Гротовый».
Фото 52. Сравнение уровня воды в пороге «Гротовый». Верхний – осенью.
Фото 53. К1 и К2 в пороге «Гротовый».
Фото 54. К1 и К3 в пороге «Гротовый».
Фото 55. Выход из 1 ступени порога «Гротовый».
Более интересным было следующее препятствие №55, через 10 метров, после Грота. Шивера, разделенная галечным островом. Более интересная часть – правая, к сожалению, снять не получилось.
Препятствие № 56. Порог «Трек».
Сложность: Оценён нами как 1 к.с.
Длинна: 75м
Форма: в левом повороте, 2 ступени
Ориентир: на следующем повороте, после 55 шиверы.
Просмотр, страховка, обнос: с левого.
Линия движения: читается с воды, в первой части порога прижим к валуну справа. Вторая часть – простая шивера с камнями.
Прошли сходу, в нашу воду очень прост и скучен.
Рис 56. Схема порога «Трек».
Фото 57. Начало порога «Трек».
Фото 58. Вторая часть порога «Трек».
Препятствие № 57-59. Ничего особо запоминающегося. Общий фон 1 к.т. Примерно в 18.15 остановились проверить зимовьё, оно оказалось свободным, остались на ночь.
6 день. 13 июня 2017 г.
Дневка, отдыхаем, заготавливаем дрова, топим баню. Зимовье расположено на левом берегу, с воды видны серебристые крыши избы и бани. Сходили посмотреть препятствия ниже, докуда смогли пройти. Отзвонились по спутниковому телефону друзьям и в МКК, подтвердили, что живы и всё хорошо. Сняли координаты зимовья. В представленных картах ФГУП в Приложении внесли соответствующее дополнение, знак домика в красной рамке.
По поводу зимовья. На полатях может разместиться 6 человек и ещё пара на полу. Удобное и комфортное зимовьё, спасибо хозяину. А хозяин, как выяснилось позднее от знакомых, туристов не очень любит. Звать его Виктор Ушкарёв, его номер 89836982876, и туристов ночевать он предпочитает пускать только за деньги. Так что, кто соберётся на Утулике ночевать в этой зимухе – звоните заранее и договаривайтесь. А то закроет на замок, будет досадно. По словам знакомых, он очень часто там появляется. И это заметно по ухоженным грядкам рядом с баней.
Фото 59. Баня.
Фото 60. Зимовьё.
7 день. 14 июня 2017г.
Сегодня самый сложный участок маршрута. Так что на воду вышли пораньше, в 10.15
Препятствия № 60-65. Общий фон 1-2 к.т. Всё шли с ходу, со взаимостраховкой, в походном порядке. В 10.50 дошли до порога «Мангутайский» и остановились левом берегу для просмотра.
Препятствие № 66 порог «Мангутайский».
Сложность: Оценён нами как 3+ к.с.
Длинна: 300
Форма: на прямом участке
Ориентир: на прямом участке после плавного правого поворота, длинный пологий галечный берег слева.
Просмотр, обнос: с левого.
Страховка: с левого, но более эффективна с правого берега.
Линия движения: извилистая, слева направо, потом в центр. С берега необходимо найти точку входа в порог (в районе цифры 1 на схеме), с воды она понятна. В начале русла очень много камней, с негабаритными проходами между ними в нашу малую воду. Также, пара бочек и слив в ворота из больших валунов в конце порога.
Рис 61. Схема порога Мангутайский.
Фото 62. Порог Мангутайский.
Группа долго не могла понять, как войти в порог, везде негабарит. Точку входа в порог руководитель помнит ещё с прошлых походов и показал её остальным (видно на фото 44). Поставили страховку спасконцом с левого берега и прошли порог по очереди, с вставанием судна на страховку с воды после прохождения. Порог закончили обрабатывать в 11.30. Сложность порога оценили как 3+.
В целом, в такую воду, порог почти тянет на 4 категорию, но только по сложности маневрирования, а не опасности прохождения.
Фото 63. Сравнение уровня воды в пороге Мангутайский. Нижнее фото – осенью.
Фото 64. Панорама движения К1 во второй части порога Мангутайский.
Фото 65. Панорама движения К2 во второй части порога Мангутайский.
Фото 66. Панорама движения К3 в первой части порога Мангутайский.
Препятствие № 67. Очень длинная шивера. Состоит из 2 ступеней, разделёнными довольно длинным отрезком спокойной воды. По сути, это 2 разных препятствия, в связи с чем многие путают вторую ступень с порогом «Зев», который идёт следующий в нумерации, тем более, что вторая ступень сложнее и интереснее первой. И только пройдя настоящий порог «Зев» сходу, понимают, что ошиблись. Поменяли нумерацию порогов в карте ФГУП, чтобы люди не ходили сходу в «Зев», так как порог достаточно сложен при хорошем уровне воды. Длинна каждой ступени около 200 метров.
Первая ступень разделена островом из больших камней, проход в любой протоке, обе одинаково замусорены камнями, из-за чего все экипажи постоянно застревали в негабаритных проходах. Линия движения читается легко. Сложность 2 категории.
Фото 67. Середина препятствия 67, начало разделения на протоки.
Во второй ступени много крупных валунов, с узкими проходами между ними (при нормальном уровне воды образуются бочки). Линия движения читается легко. Обе ступени шли ходом.
Фото 68. Начало препятствия 68.
Препятствие № 69 порог «Зев».
Сложность: Оценён нами как 3 к.с.
Длинна: 200
Форма: на прямом участке
Ориентир: на прямом участке после правого поворота, за шиверой 68 (второй ступенью препятствия 67).
Просмотр, страховка, обнос: с левого
Линия движения: слаломная, в русле камни и бочки. Сильный прижим к одному из больших валунов. Порог очень динамичный и интересный, больше всех понравился. В большую воду может быть опасен. Шли с ходу, со взаимостраховкой, в походном порядке.
Рис 69. Схема порога «Зев»
Фото 70. К1 в середине порога «Зев»
Препятствия № 70-72. Общий фон 2 к.т. Всё шли с ходу, со взаимостраховкой, в походном порядке. Шиверы, очень замусорены камнями. Все катамараны часто застревали в негабаритных проходах. В 12.20 подошли к порогу «Большой Мордоворот».
Препятствие № 73 порог «Большой Мордоворот».
Сложность: Оценён нами как 4В к.с.
Длинна: 250
Форма: S-образная, 2х ступенчатый, разделён участком быстротока.
Ориентир: левый поворот, слева скальная стенка, видно большой перепад высоты. Справа видны большие камни у берега.
Просмотр, страховка, обнос: с правого
Линия движения: слаломная, заранее полностью не читается, начинается на левом повороте реки небольшой шиверой, после которой можно встать в улово справа для просмотра порога. В конце второй ступени сильный прижим к ЛБ, где чаще всего переворачиваются суда.
В большую воду может быть опасен.
После просмотра порога и обсуждения линии движения, страховку спасконцом выставили в конце второй ступени, на правом берегу.
Первая ступень представляла сложность только в точке входа в порог. В наш уровень воды классическая точка входа, справа первой ступени, не работала в связи с негабаритным проходом, и приходилось подниматься из улова выше по течению и оплывать камни на входе в порог.
Рис 71. Схема порога «Большой мордоворот».
Фото 72. Первая ступень порога «Большой мордоворот».
Фото 73. Вторая ступень порога «Большой мордоворот».
Фото 74. Местная достопримечательность – «Черепаха» в пороге «Большой мордоворот».
Фото 75. Сравнение уровня воды в пороге «Большой мордоворот». Верхнее фото – осенью.
Тактика прохождения второй ступени порога была озвучена руководителем – наехать на камень перед прижимом, что развернёт катамаран, не дав ему уйти в прижим. Что прекрасно получилось выполнить экипажам К2-1 и К2-2.
Фото 76. Панорама движения К1 во второй ступени порога Большой Мордоворот.
Фото 77. Панорама движения К2 во второй ступени порога Большой Мордоворот.
Следом в порог пошёл К2-3. Линия движения, в целом была такая же, как и у предыдущих катамаранов, вот только наехать на камень перед прижимом у них не получилось. В результате кат попал в прижим, но в виду слабого течения просто оттолкнулись от него рукой и пошли дальше. Порог закончили обрабатывать в 13.15
Фото 78. Панорама движения К3 во второй ступени порога Большой Мордоворот.
Препятствия № 74-90. Общий фон 1 к.т. Всё шли с ходу, со взаимостраховкой, в походном порядке. Довольно длинный участок, на котором нет ничего интересного и сложного. Ориентиром конца участка служит большой и длинный песчаный берег с правой стороны.
Препятствие № 91 порог «Малый Мордоворот». Зигзагообразный порог, начало довольно широкое, слалом между камнями, в конце навал на скалу ЛБ и подряд 2 бочки на выходе. Просмотр, обнос, страховка — с правого берега. К порогу подошли в 14.35
По рации договорились, что К2-1 пройдёт порог первым сходу, так как порог хорошо известен экипажу и использовался несколько раз для тренировки перед рекой Снежная, и встанет на страховку и съёмку остальных экипажей. Уже после прохождения выяснилось, что в экшен камере села батарейка и прохождение порога не было снято. Поменяли батарейку и предали по рации, что можно проходить порог.
Фото79. Панорама движения К2 в пороге Малый Мордоворот.
Фото 80. Панорама движения К3 в пороге Малый Мордоворот.
Препятствия № 92-101. Общий фон 2 к.т. Всё шли с ходу, со взаимостраховкой, в походном порядке. Длинный участок, на котором нет ничего сложного. В 15.45 доплыли до турбазы Утулик, где стояла одна из наших машин. Пока парни разбирали катамараны и сушили снаряжение, девушки съездили за второй машиной на базу МЧС в Слюдянке. Позвонили в ПСО г. Иркутска и МКК, что группа с маршрута вышла и всё в порядке. Также, сообщили в ГСК, главному судье Костылеву Ю.С., о выходе с маршрута.
Фото 81. Группа на финише маршрута.
2.7 Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте:
К определяющим факторам данного маршрута относятся:
а) непредсказуемые дождевые паводки, в любое время сезона, которые могут значительно изменить водную обстановку на препятствиях маршрута за сутки. Даже изменения уровня воды на 10 см, может существенно поменять тактику прохождения некоторых порогов.
б) отсутствие постоянного населения и транспортных коммуникаций в районе проведения похода;
в) очень малое количество других групп;
г) отсутствие простых аварийных выходов с реки.
Водная часть маршрута была пройдена нами в условиях аномально низкого уровня воды. На водной части маршрута потенциально опасными для жизни следует признать пороги «Чижик», «Гротовый», «Мангутайский», «Зев», «Большой Мордоворот», «Малый Мордоворот». Также возможно встретить диких зверей на пешей части маршрута, в том числе медведей. Не исключена встреча с ними и во время сплава.
2.8 Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте:
Из интересных природных и исторических объектов, на данном маршруте можно отнести мраморный карьер вдоль реки Слюдянка, ГМС «Хамар Дабан», возможность посетить пик «Черского», озеро «Сердце», а также «Чёртово озеро» и большое количество различных красивых водопадов на пешем и водном участке пути, камень «Черепаха» в пороге «Большой мордоворот». Данные мероприятия вполне логично вписываются в поход, не являются сложными или дорогостоящими.
2.9 Дополнительные сведения о походе:
GPS координаты важных мест.
Название | Ширина | Долгота | Дополнительное описание |
Кафе | 51° 35.486’С | 103° 37.958’В | Можно отдохнуть и пообедать |
ГМС «Хамар-Дабан» | 51° 31.768’С | 103° 35.343’В | Домик 500р с человека, баня 100 час |
Вода | 51°30’46.20″С | 103°35’55.63″В | Первое место, где набрать воды после серпантина |
Водопад | 51°30’8.04″С | 103°35’45.36″В | Красивый водопад справа от тропы |
«Чёртово озеро» | 51° 29.380’С | 103° 35.665’В | Постоянно сильный ветер |
Первая поляна | 51°28’54.11″С | 103°35’38.22″В | Удобное место для отдыха. Можно поставить пару палаток, есть костровище. |
Какой-то брод | 51°28’32.88″С | 103°35’47.77″В | Простой брод, не номерной |
Вторая поляна | 51°28’3.26″ | 103°36’1.62″В | Очень большая поляна, удобно для лагеря. |
1 Брод | 51°27’8.45″С | 103°36’32.27″В | |
2 или 3 брод | 51°26’59.58″С | 103°36’48.91″В | Забыл номер брода |
4 брод | 51°26’54.55″С | 103°37’5.67″В | |
5 брод | 51°26’49.68″С | 103°37’15.06″В | |
7 брод | 51°26’28.08″С | 103°37’47.12″В | Можно обойти 8 и 9 по левому берегу |
10 брод | 51°25’54.61″С | 103°38’8.24″В | |
11 брод | 51°25’41.57″С | 103°38’22.21″В | |
Поворот к зимовью | 51°25’28.10″С | 103°38’23.36″В | Табличка «Тункинский нацпарк» |
Зимовьё Макса | 51° 25.215’С | 103° 38.009’В | Баня ближе к реке |
Устье р. Шубутуй | 51°25’48.54″С | 103°41’6.00″В | Устье с правой стороны. |
Порог «Рассохинский» | 51° 26.910’С | 103° 45.218’В | |
Устьё р. Рассоха | 51° 26.957’С | 103° 45.668’В | Устье с правой стороны. |
Порог «Раздельный» | 51°27’26.37″С | 103°46’32.02″В | Координаты первой ступени, №26 |
Порог «Чижик» | 51°27’32.74″С | 103°47’5.53″В | |
Порог «Трёхкаскадный» | 51°28’5.91″С | 103°48’51.33″В | |
Переправа | 51°28’25.85″С | 103°50’30.35″В | Трос в пороге №44 «Переправа» |
Порог «Траверс» | 51°28’27.93″С | 103°52’28.20″В | |
Зимовьё «Гротовый» | 51°28’38.32″С | 103°52’55.26″В | В начале порога, с левой стороны ручей, там торчит огромное бревно. За устьем метров через 150 есть зимовьё. |
Зимовьё 2 | 51°28’48.12″С | 103°54’58.45″В | На левом берегу |
Порог «Мангутайский» | 51°29’24.88″С | 103°55’48.36″В | Просмотр и страховка по левому берегу |
Порог «Зев» | 51°29’57.05″С | 103°56’16.79″В | |
Порог «Большой Мордоворот» | 51°30’3.75″С | 103°57’20.67″В | Чалка в залив на правый берег в самом начале порога. |
Порог «Малый Мордоворот» | 51°30’41.31″С | 104° 0’28.32″В | Просмотр и страховка с правого берега |
2.10 Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
Трансфер Иркутск – Слюдянка — Иркутск 4 тысячи рублей.
Трансфер Слюдянка – «Кафе» 4 тысяч рублей.
Трансфер Утулик- Иркутск 3 тысяч рублей.
Стоянка машины 1050
Продукты 4 тысячи рублей.
Турбаза (домик и баня) — 5 тысяч рублей.
Итого: 21 тысяча рублей на группу в 6 человек, по 3,5 тысяч рублей на человека.
2.11 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
В данном абзаце приведу выводы и рекомендации, накопленные за 5 сплавов по Утулику.
2.13 Приложения: 1. Картографический Материал:
Скачать схемы, карты реки Утулик.
https://sibraft.ru/images/phocagallery/utulik2017/Utulik-karti.rar