4. «Нижний каньон»

Нижним каньоном считается участок реки от поляны на 203 км до нижнего автомобильного моста через Иркут.

Протяжённость его около 20 км. Это классический маршрут водников. Некоторые знают, как его можно удлинить ещё примерно на 5 км. Но в этой статье я об этом не расскажу, ибо это является секретом нашей команды и одной из изюминок наших туров по верхнему Иркуту. Хотя, фотографии с этого участка сплава, конечно приведу!

Карта сплава с отметками ключевых точек.

Сразу же хочу предупредить. В данной лоции сплава по верхнему Иркуту могут быть неточности, да и просто не все препятствия и ключевые места указаны. Связано это с тем, что всё это пишется просто по памяти, хоть и с использованием фото-видео материалов со сплавов, а маршрут достаточно длинный, для того, что бы помнить всё в мельчайших подробностях и уж тем более, чтобы заснять каждый метр реки. Впрочем, все особо значимые места и ориентиры будут указаны, фотографии соответствующих мест приведены. А после ближайшей поездки на этот маршрут, конечно же, лоция будет откорректирована. В любом случае, на данный момент эта самая максимально подробная из существующих лоций этого участка

Немного об уровне воды. Если вода в Иркуте белая, значит, уровень воды большой и вам повезло. Если просто мутная — средний уровень и это тоже хорошо. Если же вода кристально прозрачная и отчётливо видно дно — воды мало и вас ожидает шкуродёр.

Съезд к поляне расположен чуть дальше таблички 203 км, с левой стороны, после окончания лесополосы.

Так как спуск с дороги несколько крутоват, то рекомендую проехать несколько метров дальше и, развернувшись в обратную сторону, съехать с асфальта на гравийку.

Полян для лагеря там много, может встать около 10 групп, а то и больше, места для стапеля судов так же достаточно. С дровами только не очень, но умный человек всегда их найдёт и не будет для этого рубить деревья, для чего надо просто перейти дорогу и углубиться в противоположный лес.

 

Место старта не очень удобное, так как довольно крутое, а в большую воду ещё и с сильным течением, к тому же осложнено многочисленными большими камнями в русле, так что сразу же после отчаливания приходится очень интенсивно лавировать между камнями.

В пределах видимости от старта, с правой стороны находится огромный ледник, вы его должны увидеть были ещё на подъезде к лагерю. Напротив ледника есть удобная смотровая площадка.

Ледник окончательно растаивает обычно только к середине июля. А так как сезон сплавов по Иркуту начинается в начале — середине июня, обычно у всех есть великолепная возможность посмотреть его во всей красоте.

Кстати, на счёт начала сезона. Обычно сезон на верхнем Иркуте самые нетерпеливые открывают на первые выходные июня или на июньские праздники. Вполне бывает, что в эти числа можно поймать хороший уровень воды.

Раньше же начинать сезон нет никакого смысла, так как воды в реке катастрофически мало для нормального сплава на надувных судах.

К слову, мы в 2015 году открыли сезон на майские праздники, на каяках и были вынуждены в некоторых местах просто протаскивать каяки, притом, что у каяков обычно практически нет нижней границы уровня воды, и они могут протиснуться в узкие проходы между камнями.

Но, одна радость от поездки в тот раз была такой, что перекрыла весь негатив. Мы смогли увидеть ледник в состоянии моста с одного берега на другой.

И даже рискнули проплыть под ним на каяках.

Хотя, помнится, мы как то даже скатывались с этого ледника, было страшно и большая опасность попасть на камни под ледником, а не в воду. В общем повторять не советую.

 

После ледника река поворачивает влево, и на повороте небольшой прижим к валунам, следует быть внимательнее, в большую воду можно перевернуть судно. После надо уйти в левую протоку и слиться в правую. Далее прямой участок реки, с неплохой шиверой, при высоком уровне воды, потом поворот влево с продолжением шиверы, в конце которой будет впадать ручей с левой стороны.

После идёт плавный поворот русла вправо, и река прижимается к скалам, тут надо найти траекторию входа к основному руслу, ибо там обычно очень мелко и впереди ждёт первый порог на маршруте. Впрочем, я рекомендую новичкам причалить перед прижимом к левому берегу и просмотреть порог, который впереди. Для неопытных, в малую воду, он может представлять собой определённую сложность, из за наличия больших валунов в русле.

В большую же воду камней нет и появляются отличные валы.

Хотя, сама возможность снять прохождение порога на фото-видео, достаточный повод для остановки и просмотра порога,

он довольно протяжённый и имеет изгиб вправо.

После этого порога небольшое озеро, где можно остановиться на левом берегу, передохнуть или же потренироваться в технике самоспасения.

Далее следует левый поворот реки, на котором расположен порог №2.

В большую воду довольно интересен, в связи неплохими бочками, да и в целом достаточно динамичен, прохождение его не вызывает каких либо трудностей. Довольно неплох для фото-видео съёмки.

 

Далее идёт прямой участок, в конце лёгкий левый поворот, небольшая шиверка и река упирается в несложный прижим и делает S образный изгиб. Раньше тут был порог «Предканьонный».

Потом, с правой стороны можно увидеть сошедший сель в устье ручья.

В этом месте река сильно сужается и при очень большом уровне воды образовывается подпруда с довольно большим перепадом высоты. Потом идёт прямой участок с шиверой и мелководьем, тут следует проходить вдоль скалы с правой стороны, чтобы было удобно заходить в следующий порог №3 «Шивера имени Сергея Анатольевича».

 

Довольно интересный порог с отличными бочками и сливами между камнями. В большую воду камни полностью залиты, а вот в среднюю воду приходится аккуратно между ними проходить, чтобы не застрять. Советую проходить его по очереди, переждав под скалой правого берега, так как в случае застревания судов на камнях возможны проблемы.

Порог очень хорошо смотрится на фото и видео, так что рекомендую причалить к левому берегу после порога и пройти его повторно несколько раз, заснять прохождение.

На правом повороте, сразу после порога, начинается шивера.

Рекомендуется причалить на шивере к берегу, если в пределах прямой видимости наблюдается завал. Он там был довольно таки много лет, но в промежутке между 7 июня и 20 июля 2013 года его, наконец-то, промыло. Кстати, скорей всего это произошло в паводок на июньские праздники. Но, вполне можно ожидать появления его опять в этом месте. Хотя, образоваться он может практически в любом месте реки. Собственно ниже как раз фотография бывшего завала на реке. В своё время, прохождение этого участка было довольно сложным делом.

Да и сейчас это место не так просто пройти при среднем и низком уровне воды, в связи с замусореностью русла камнями, между которыми приходиться протискиваться.

После этого мелководья река сразу упирается в огромный валун, поворачивает влево и превращается в небольшую шиверу, так же с некоторым количеством камней в русле. В конце, с левой стороны высокая скала, хорошее место покупаться, особенно в прозрачную воду. Далее прямой участок, в конце которого начинается длинная шивера с поворотом влево.

После шиверы осыпь на левом берегу и река поворачивает направо, где начинается следующий порог №4, состоящий из 2 ступеней с небольшой тишинкой между ними. Порог очень длинный, с постоянным правым поворотом. Очень много больших камней в русле, соответственно валы, бочки. С левого берега можно устроить отличную съемку прохождения порога.

  

В большую воду все камни в пороги залиты, прохождение не вызывает проблем. При отсутствии воды, можно отлично посидеть на многочисленных камнях. Далее короткая тишинка и начинается следующая часть порога, в районе большого обломка скалы на левом берегу.

 

За второй ступенью, в конце прямого участка поворот влево, небольшая шивера (в малую воду на выходе много камней), и река упирается в прижим с карманом. Уйти от прижима проблем не вызывает, мы обычно практически вплотную проходим, ради экстрима.

После прижима идёт большая тишинка, река поворачивает влево, на левом берегу под скалой можно остановиться, покупаться.

Далее, в пределах видимости, на левом берегу, большая скала, издалека похожая на сокола.

Это место является ориентиром порога №5 «Неожиданный», который находится за поворотом. На повороте начинается небольшая шивера, потом плёс перед островом, справа впадает ручей, и от него начинается шивера, ведущая к порогу. Сам порог расположен в правой протоке острова, идущего за шиверой.

Левой протокой обычно никто не ходит, ибо скучно и не интересно. В начале левой протоки, ближе к левому берегу, расположен большой камень, на который можно посадить судно, хотя в большую воду он полностью обливается.

В правой протоке, где расположен порог «Неожиданный» много больших камней. В среднюю и малую воду проход проблематичный, очень часто суда застревают на камнях. Рекомендуется причаливать к острову и проходить порог по очереди, чтобы не допускать аварийных ситуаций, когда несколько судов сталкиваются в одном месте.

В большую воду проблем с прохождением порога нет.

Основная часть порога скрыта за поворотом и с наплыва не видна. Очень вероятно образование завалов. Настоятельно рекомендую просматривать порог.

 

После порога большая заводь, вполне достаточная для организации спасработ, чалка на левый берег, на остров. Хорошее место для организации фото-видео съемки порога.

Далее идёт спокойный прямой участок. В конце его шивера в правом повороте, скала с левого берега.

 

После скалы опять небольшая тишинка, поворот продолжается, маленький перекат. В этом месте дорога выходит вплотную к реке. Далее почти прямой участок, с крупными обломками мрамора в русле, небольшой перекат.

  

Затем струя прижимается к левому берегу, следует небольшая шивера, и река упирается в огромный валун.

В очень большую воду река имеет сильный навал на этот камень, в паводок мы даже перевернули там катамаран двойку.

Сразу после валуна идёт небольшое озерцо, река делится на две части островом. Рекомендую идти правой протокой, так как в малую воду левая протока слишком мелководна, да и в правой расположена интересная, в нормальный уровень воды, шивера.

 

Потом опять небольшой спокойный участок, впадение левого рукава, ближайшая скала слева с выходами мрамора, а после переката струя прижимается с серой скале, в которой находится вот такой вот грот, правда доступный только в малую воду.

 

На первом фото видно, что дальше идёт небольшой галечный остров, проход лучше справа в малую воду. А в большую — разницы нет, да и остров то заливается полностью. Так же, в правой протоке расположено несколько камней.

Далее река поворачивает влево, справа скалы, прямо по курсу видна дорога. На дороге указатель 25 км. Возле скал в маленькую воду много камней. В повороте у дороги шивера, в правой части много больших камней, в большую воду довольно интересна.

   

Потом метров 10 спокойный участок, река сужается, опять шиверка, с хорошими валами в большую воду, опять тишинка, шиверка. Река поворачивает направо, слева большая скала, потом большое озеро, река поворачивает влево, перед поворотом начинается порог №6.

 

Перед поворотом идёт разгонная шивера, рек поворачивает влево, где расположена основная часть порога, в правой части много больших валунов, проход под левым берегом, затем тишинка и река немного прижимается к скале правого берега.

 

После идёт почти прямой участок, с небольшим загибом влево, с длинной шиверой. Левый берег пологий, крупнокаменистый, на правом берегу участок сыпухи. В конце участка видна скала с правой стороны, в конце шиверы много больших камней, но проход прекрасно читается с наплыва в любую воду.

 

После шиверы, как я уже писал выше, с правой стороны находится скальный массив с наклонной скалой белого цвета, довольно приметной. После неё река упирается в скалу левого берега и поворачивает направо.

 

Затем идёт короткий участок реки, на который у меня в данный момент нету фотографий, чтобы его нормально описать.

Так что извините, придётся подождать, пока найду у друзей или с ближайшего сплава привезу. Впрочем, там совсем небольшой отрезок.

А далее, начинается порог №7 «Суровый». Сам порог расположен в левом рукаве реки. Но, обычно, водники ходят правым рукавом, так как заход в левый рукав, да и в центральный иногда тоже, при среднем и ниже уровне воды, противоречит всем понятиям ориентирования на реке и туда просто мало у кого возникает мысль зайти. Ниже фото входа в порог «Суровый». Стрелками отмечены протоки.

При низком и среднем уровне воды заход в левую и среднюю протоку довольно проблематичен. Река в этом месте очень широко разливается и представляет собой просто кучу камней в реке.

Самый сложный участок — попасть в самое начало левой протоки, слишком узко и пара прижимов при этом, но это прохождение наиболее интересно.

Если продираться через камни средней протоки, то потом, если взять левее, можно попасть на самое интересное место порога. Но если не уходить левее, то вы просто пропустите порог и застрянете на камнях слива центральной протоки. На рисунке ниже показаны 3 основных слива левой протоки и соединение со средней протокой.

В среднюю воду первый слив практически не заметен. Самый интерес, почти в любую воду, представляет собой слив №2.

На следующем рисунке сливы №1 и 2, в мае, воды нет.

  

Вид на слив №2 в среднюю воду и слив №3 (в мае, воды нет).

На следующем рисунке сливы №1 и 2, в мае, воды нет.

 

Если же заходить в порог «Суровый» по правой протоке, то сложностей никаких нет при любом уровне воды.

 

После слияния правой протоки с основной струёй, перед левый поворотом, начинается следующее препятствие шивера «Ступенька». Мы её назвали так из-за характерного слива во всё русло, в виде небольшой ступеньки в малую воду, расположенной после поворота, возле скалы.

 

После Ступеньки, как и после большинства препятствий на реке, следует спокойное место и потом река опять упирается в скалу левого берега и поворачивает вправо. Прижим не сложный. От этого места до финиша под мостом, остаётся всего пара поворотов реки.

От этого прижима река делает плавный правый поворот, в конце которого, после окончания скалы левого берега, идёт резкий сброс реки влево и в этом месте находится последний отличный порог №8 на реке на этом участке. На фотографии ниже он обозначен стрелкой. Порог очень интересен в любую воду. В большую воду там прекрасные валы, а в малую и среднюю очень хороший слалом между камнями.

 

После порога №8 опять идёт небольшой прижим к правому берегу и прекрасно видно конечную точку маршрута — автомобильный мост через Иркут, за которым и находится конечная точка сплава по верхнему Иркуту для большинства групп.

  

В наших же сплавах по верхнему иркуту, как я уже писал в начале статьи, водники продолжают сплавляться дальше по очень живописным и интересным местам. Впрочем, несколько мест там не только интересны, но и сложны, в виде прижимов, куда частенько попадают катамараны и рафты. Стоит отметить, что все попадания в прижимы, пока что, были безопасные и заканчивались максимум пропоротыми баллонами, сломанными рамами и одной отбитой коленкой.

Не смотря на это, все, кто попадали в эти прижимы, оставались довольные и полюбили это место.

  

А ещё, на участке ниже моста, есть большой грот, куда можно спрятаться даже на катамаране! А так же, интересное отверстие в скале, с ледником. При желании, можно найти путь и залезть через отверстие на ледник.

  

Конечно, и кроме этих мест там хватает, чем полюбоваться, да и ещё несколько хороших порогов и шивер прекрасно дополняют сплав по этому маршруту.

На этом пока всё! Если у кого-то будут обоснованные предложения по наименованию порогов, которые в тексте указанны просто под номерами — присылайте ваши предложения названий нам на почту. Надеюсь, данное описание сплава по нижнему каньону верхнего Иркута было вам полезно и помогло самостоятельно пройти это маршрут.

Приятных вам сплавов, уважаемые водники!

До встречи на реках!

 

С уважением, автор лоции, Андрей Лебедев.