ОТЧЕТ

о прохождении водного туристского спортивного маршрута

4 с эл 6 к.с. категории сложности по Прибайкалью (район хребта Хамар-Дабан, река Снежная)

совершенном группой турклуба «SibRaft» и «RaftSibtur» г. Шелехов

в период с 05 по 16 июля 2016 года.

Маршрутная книжка № 47-В

Руководитель группы Лебедев А.С.

Маршрутно-квалификационная комиссия _______________ рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю _______ категорией сложности.

Отчет использовать в библиотеке ________________

Судья маршрутной квалификации ___________(подпись)                   _____________(Фамилия, И.О.)

Город Иркутск 2016 г.

2. Содержание

3. Справочные сведения (паспорт спортивного похода):

3.1 Проводящая организация;

3.2 Место проведения похода;

3.3 Общие справочные сведения о маршруте;

3.4 Подробная нитка маршрута;

3.5 Обзорная карта региона;

3.6 Определяющие препятствия маршрута;

3.7 Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников, их опыт и обязанности в группе;

3.8 Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов, в том числе адрес интернет сайта нахождения отчета;

3.9 Поход рассмотрен МКК;

4. Содержание отчёта

            4.1 Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.;

            4.2 Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения;

4.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты;

4.4 Изменения маршрута и их причины;

4.5 График движения;

4.6 Техническое описание прохождения группой маршрута.

            4.7 Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте;

4.8 Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте;

4.9 Дополнительные сведения о походе;

4.10 Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

4.11 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

4.12 Копия маршрутной книжки.

4.13 Приложения;

3. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)

3.1 Проводящая организация:

Турклуб «SibRaft», г. Иркутск, Иркутская область.

3.2 Место проведения похода:

Россия, Прибайкалье, Иркутская область и Республика Бурятия, район хребта Хамар-Дабан, река Снежная.

3.3 Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризмаКатегория сложности походаПротяженность активной части похода, кмDurationСроки проведения
общаяходовых дней
ВодныйЧетвертая с элементами шестой категории (кат-2, рафт-6)105121005.07.2016 – 16.07.2016

3.4 Подробная нитка маршрута:

г. Шелехов – г. Улан-Удэ – пос. Баянгол – р. Снежная (сплав от Байри до ж/д моста в пос. Выдрино, с обносом водопада) – ст. Выдрино – г. Шелехов.

3.5 Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов и аварийных выходов:

Красная линия – путь на транспорте.

Зелёная – путь заброски на перевал Бэрхэ-Дабан.

Синяя – маршрут сплава.

 

 

3.6 Определяющие препятствия  маршрута:

 

Вид препятствияКатегория трудностиДлина препятствия (для протяженных)Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)Путь прохождения (для локальных препятствий)
Порог №13Общая длина 200- 250 м, общий перепад более 2 м.Слаломный порог, много камней и бочек. Слив через все русло, прижим к стенке левого берега. Разведка желательна.По основной струе с уходом от «бочек» вправо.
Порог № 29 «Калибр»Общая длина > 200 м, общий перепад более 2.5 м. Порог опасен!Слив с перепадом высот явно больше 1.5 метров. пульсирующие отбойные валы. В конце прижим к стенке левого берега и огромная «бочка» через всю реку. Разведка обязательна.По основной струе с уходом от «бочек» влево.

Шивера № 35

«Неваляшка»

Общая длина шиверы 100 м.На прямом участке реки валы более метра. В струе две мощнейшие «бочки», плохо заметные с наплыва.По основной струе, с S-образным маневром влево, затем вправо.
Порог № 58 «Извилистый»Общая длина более 350 м. Общий перепад не менее 2.5 мПервая ступень S образный слив через все русло, высотой более метра. За сливом дорожка валов более 1.5 м высотой. Во второй ступени несколько локальных сливов, в центре русла большой и опасный котел, куда несет основная струя. Третья ступень – короткая выходная шивера. Просмотр – по левому берегу, обязателен.Проход через слив, потом по валам с уходом под левый берег, обходя котел,  траверс к месту чалки.
Порог № 59 «Мунгул- гольский»Общая длина более 450 м. Общий перепад не менее 5 м.Порог опасен!Лестница из нескольких мощных сливов. Сливы неправильной формы, многие – с видимыми под поверхностью воды камнями. После каждого слива мощные «бочки», перекрывающие все русло. Высокая скорость течения, крученая струя, винтообразные валы. Просмотр по правому берегу.Первая ступень проходится по выбору ближе к левому или правому берегу. Вход во вторую ступень лучше слева, дальше S образный слалом.
Порог № 65
«Пиноккио»
Общая длина около 150 м, перепад высот около 2 м.В русле несколько плит, образующих две изломаные ступеньки через все русло. Сливы косые, после каждого мощный пенный котел. Валы более метра высотой. Расстояние между котлами не превышает 25 м. Третий котел расположен в сужении русла на выходе из порога, после слива.По основной струе через бочки.
Порог № 76
«Пируэт»
Общая длинна около 100 м, перепад около 1,5мСужение реки, справа скала, на прямом участке 3 бочки. Последняя самая серьёзная. Просмотр и страховка – правый берег.По основной струе через бочки или в обход их.
Порог № 84 «Кит-Китский»Общая длина около 100 м, перепад высот более 1 м.В центре русла фигурный слив, валы и несколько мощных «бочек». Наиболее чистый проход в нашу воду был между правым берегом и большой белесой скалой в русле.По основной струе
Порог № 87 «Хармын-Дулю»Длина около 40 м, угол падения воды более 60 градусов.Порог опасен!Двенадцатиметровый водопад. Три желоба в скале, перегородившей русло в сужении каньонообразного ущелья.Обнесён
Порог № 88 «Жаба»Длина около 100 м, перепад не менее 3 м.Порог опасен!Две скалы делят русло на три кривые протоки. В протоках основные сливы. Валы и «бочки» Заход осложнен массой камней в русле.По основной струе
Порог № 89 «Снежинка»Длина около 70 м, перепад высот не менее 4 м. Порог опасен!Порог расположен в скальном сужении русла и представляет собой классическую ступеньку-слив через все русло. Высота слива не менее 3-х метров, Под сливом – «бочка». На входе — камни.По основной струе

Порог № 112

«Серая ямка»

Длина около 400 м, перепад более 2.5 м.Русло делится длинным островом на две протоки. В левой сильная шивера, затем бой в скалу левого берега, на выходе мощный слив с «бочкой». В правой на входе и выходе скальные обломки в русле с крутыми, извилистыми сливами между ними. Много камней, на которые сильные навалы. Высокая скорость течения. После слияния проток мощный пенный котел почти через все русло.Прошли по правой протоке, по основной струе, с уходом от камней.

 

 3.7 Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников, их опыт и обязанности в группе:

Фамилия Имя
Отчество
Год рожд.Адрес, телефонОпытОбязанности в группе
1Лебедев Андрей Сергеевич1979

г. Шелехов

SibRaft

ИП 2 категории по водному туризму.

Р. Снежная 4 с эл 6 к.с (Р)

р. Жомболок-Ока Саянская 5 к.с. (У)

Руководитель, капитан кат.- 1
2Кузьмин Роман Викторович1977

г. Шелехов

Турклуб RaftsibTur

ИП 2 категории по водному туризму.

р. Ока Саянская 4 к.с. (Р)

Зам.руков. Капитан рафт-6
3Коненкина Екатерина Леонидовна1983

г. Иркутск

SibRaft

р. Жомболок-Ока Саянская 5 к.с. (У)Капитан катамарана-2
4Новокшонова Анна Геннадьевна1989

г. Шелехов

SibRaft

р. Жомболок-Ока Саянская 5 к.с. (У)Капитан катамарана-3
5Лоскутников Иван Алексеевич1983

г. Ангарск

SibRaft

р. Ока Саянская 4 к.с. (У)матрос катамарана-2
6Зуйкова Ольга Юрьевна1977г. Ступинор. Жомболок-Ока Саянская 5 к.с. (У)матрос катамарана-3
7Шадрин Александр Владимирович1973г. Братскр. Ока Саянская 4 к.с. (У)матрос катамарана-1
8Анучин Константин Михайлович1984г. Снежинскр. Ока Саянская 4 к.с. (У)матрос рафт-6
9Вторушин Антон Олегович1983г. Москвар. Чуя-Катунь 4 к.с. (У)матрос рафт-6
10Лапко Сергей Владимирович1983г. Москвар. Чуя-Катунь 4 к.с. (У)матрос рафт-6
11Афанасьев Николай Николаевич1983г. Москвар. Чуя-Катунь 4 к.с. (У)матрос рафт-6
12Шагалов Андрей Владимирович1982г. Москвар. Чуя-Катунь 4 к.с. (У)матрос рафт-6

 

4. Содержание отчёта

 

4.1 Общая идея похода:

Данный поход предполагался как спортивный поход, с участием членов турклуба «SibRaft», для повышения их уровня мастерства, а так же с участием приглашённых туристов, 3 из которых уже принимали участие в сплавах, проводимых нашей командой по Оке Саянской. Так же ставилось целью разведать новый вариант заброски на реку, появившийся буквально год назад.

Ещё одной идеей похода было максимально полное прохождение реки Снежная на рафте, с запечатление этого на фото-видео, с созданием видео фильма о походе, написанием отчёта и дневника о прохождении, а так же, анализ возможности проведения в дальнейшем коммерческих туров по Снежной на рафте.

В данный момент известно только один случай прохождения реки Снежная на 2х рафтах в 2011 г, совершённой командой «Горький». Судя по видео, размещённому в интернете, на Ютубе, при прохождении порога Снежинка, рафт у них перевернулся. Так что, у нас был шанс стать первыми, кто сможет этот порог пройти удачно.

Руководитель похода до этого 4 раза уже проходил Снежную на К-1, кат-2, кат-4, в качестве руководителя. Имеет опыт прохождения порога Снежинка 6 к.с. на кат-4, и дополнительно, опыт руководства 2мя прохождениями порога Снежинка, в том числе один раз по очень высокой воде.

Капитан рафта имеет неоднократный опыт прохождения на рафте рек Жомболок и Ока Саянская, а так же, р. Чуя и Катунь, включая прохождения порога Малыш 6 к.с.

Так же, участие в походе достаточно опытных членов команды SibRaft, давало уверенность в удачном прохождении маршрута и выполнение всех поставленных задач.

4.2 Варианты подъезда и отъезда:

Существует 4 варианта заброски на Снежную, 2 пеших и 2 на транспорте.

  1. Пеший. г. Слюдянке — перевал Чертовы Ворота —  р. Спусковая – р. Утулик —  р. Шубутуй — оз. Патовое – р. Субутуй  — верховья Снежной.
  2. Пеший. пос. Мурино – р. Хара-Мурина – р. Лангатуй — перевалы Лангатуйские Ворота, Нухен-Дабан, Байри и Байри-2 —  р. Зун-Байри – р. Снежная.
  3. Транспорт. г. Улан-Удэ — пос. Баянгол — р. Мозаика  — перевал Берхе-Дабан р. Снежная.
  4. Транспорт. г. Улан-Удэ — пос. Баянгол – р. Сангина – летн. Байри — р. Снежная.

Пешая заброска нами не рассматривалась, в связи с нежеланием идти пешку.

В третьем варианте заброска на реку от Баянгола происходит либо на вездеходе, либо на тракторе, с дальнейшим пересаживанием на лошадей для спуска с перевала Бэрхэ-Дабан. Заброска занимала раньше всегда 3 дня. 1 день Иркутск – Баянгол. 2 день Баянгол – Бэрхэ-Дабан. 3 день Бэрхэ-Дабан – Снежная. Потом, в зависимости от обстоятельств и уровня воды в реке, сплав до Байри 1-2 дня.

В четвёртом же варианте, нам обещали сократить заброску на реку до 1 дня от Баянгола. Плюс отпадала необходимость сплава по верховьям реки, осложнённого завалами и крайним мелководьем, в случае отсутствия воды в реке. Так же, исключалась пешка с перевала.

Между 3 и 4 вариантом транспортной заброски, было отдано предпочтение 4 варианту, как новому, более перспективному. Предыдущие 4 сплава по р. Снежная проходили по 3 варианту заброски на маршрут. Так что нам предстояло сравнить новый вариант и выбрать на будущее для себя лучший, более удобный.

Забегая вперед, скажу, что заброска Иркутск – Снежная заняла у нас всего 30 часов, и данное время вполне реально сократить!

Отъезд с маршрута очень прост – финиш происходит у автомобильного моста в д. Выдрино, откуда была заказан микроавтобус до Иркутска.

4.3Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты:

Разумный аварийный выход со Снежной возможен только вниз по реке, ввиду отсутствия береговых троп. Берега реки и борта долины здесь зачастую круты и скалисты, что не располагает к движению вдоль реки по берегу. Есть охотничьи тропы вдоль рек Бузыр-Жалга и Кит-Кит, но движение по ним может быть намного дольше, чем ждать помощи.

Так же, можно дождаться другой группы. Анализ предыдущих 4х походов, а так же записи на стоянке после порога «Слив» показывают, что река хоть и мало посещаемая, но на ней всегда кто-то есть. Так что, максимум неделя ожидания и, можно просить помощи у другой группы.

Группа была зарегистрирована в МЧС, имелся в наличии спутниковый телефон, так что, в случае аварийных ситуаций, вполне можно было бы вызвать спасателей или какой либо другой вариант помощи от друзей и знакомых.

Запасных вариантов маршрута не предусматривалось, так как у руководителя уже имелся 2х кратный опыт прохождения Снежной в паводок, да и некоторые участники имели опыт сплава по паводковым рекам. Так же, группа обладала наличием свободного времени и вполне могла увеличить продолжительность сплава ещё минимум на неделю, в случаем различных проблем.

 

4.4 Изменения маршрута и их причины:

Маршрут пройден без изменений от заявленного варианта.

4.5 График движения:

ДатыДни походаУчасток путиПротяженность, кмОХВ, чЧХВ,чОпределяющие препятствияУсловия
05-06.071-2Г. Шелехов – Улан-Удэ — Баянгол – Снежная (Байри)~90036  Микроавтобус, Газ-66, вездеход
07.073Стапель    Солнечно.
08.074До р. Буректай37,58,56,5Порог №13Солнечно.
09.075Днёвка    Дождь, небольшой подъём воды
10.076До п. Ворота143,53Преп. №№  29 «Калибр», 35 шивера «Неваляшка».Паводок, подъём воды на 1,5 метра.
11.077За порог «Мунгул-Гольский»454,5Преп. №№ 58, Извилистый, 59 «Мунгул-Гольский»Высокая вода
12.078До порога «Жаба»1164Преп. №№ 65 «Пиноккио», 76 «Пируэт», 84 «Кит-Китский»,  87 водопад,Высокая вода
13.079За порог «Слив»1,56588 «Жаба», 89 «Снежинка», 90 «Слив»Средняя вода
14.0710До устье р. Селенгинки.17,554Преп. №№ 99, 111, 112 «Серая ямка»Средняя вода
15.0711Радиальный выход на Соболиные озера.4,57 ПешкомСолнечно
16.0712До п. Выдрино1522Нет.Средняя вода

 

 

4.6 Техническое описание прохождения группой маршрута.

  

1 день. 5 июня 2016г.

 

            Для заброски до Баянгола нам была предоставлена машина Пежо Бокстер, с багажником. Группа, в количестве 11 человек довольно комфортно разместилась в салоне. Часть вещей погрузили на багажник. Выехали из Иркутска в 23.00.

2 день. 6 июля 2016г.

 

В 7.30 прибыли на ж/д вокзал в Улан-Удэ, где к нам присоединился ещё один член группы — Анучин Константин.

Рис 1. Вокзал в Улан-Удэ.

Завтрак в кафе возле вокзала. Потом поездка для регистрации группы в ПСО. К сожалению, было потеряно довольно много времени для поиска спасателей. Водитель, как выяснилось, не правильно нас привёз. Пришлось искать адрес самим, по навигатору, а потом ещё и пешком идти искать, как попасть на территорию. Очень уж хитро они спрятались. Другим группам рекомендую, чтобы не терять время, по телефону попросить дежурного объяснить, как быстрее всего к ним добраться.

Пока руководитель искал ПСО, часть группы решила пробежаться по магазинам, докупить, кто что забыл. Пришлось ещё их ждать около 40 минут.

В связи с тем, что было ещё много времени до 10 часов, когда открывается Иволгинский дацан, было решено туда не заезжать и не ждать открытия, не терять время, а лучше пораньше приехать в Баянгол. Так как в предыдущие поездки пару раз приезжали туда уже по темноте, а потом ещё и за село отвозили, где можно лагерь разбить. В общем ночного ужина никак не хотелось.

Следующая длинная остановка для побегов по магазинам была в Гусиноозёрске. Там мы потеряли ещё около часа. Зато, на удивление в рекордно короткие сроки проскочили пограничный контроль на трассе. Для этого пришлось отдать погранцам копию маршрутной книжки и копии паспортов, которые были заранее сделаны как раз для этих целей. Так что, не успела группа перекурить, как нам уже открыли шлагбаум.

Новая машина в отличном состоянии, опытные водители, умеющие ездить быстро, но аккуратно. Всё это способствовало тому, что уже в 16.30 мы были в Баянголе, где нам предложили перегрузить вещи в бортовой ГАЗ-66, чтобы доставить нас на место встречи с вездеходами.

Все координаты ключевых мест будут приведены в соответствующей таблице в разделе 4.9 Дополнительные сведения о походе.

Рис 2. Баянгол.

Там же познакомились с егерем Сергеем,  который будет нас сопровождать до его кордона на Байри. Из Баянгола мы выехали в 17.00,

Рис 3. Выехали из Баянгола.

а уже в 18.50 встретились с вездеходчиками, которые ужинали в лесу и ждали нас.

 Начали разгрузку машины, но нам предложили проехать ещё немного на шишиге, разгрузиться, поужинать и ждать вездеходы, которые едут медленнее. Радостной новостью было сообщение, что нас повезут до реки Снежной в ночь, и мы не будем терять время. В 20.00 мы добрались до следующей точки. Ужин. Ожидание вездеходов, погрузка и вот в 21.10 мы снова в пути, предварительно надев тёплую одежду. Обещали, что до места должны доехать примерно к часу ночи.

Рис 4. Загружаемся на вездеходы.

 

3 день. 7 июля 2016 г.

 

По пути было несколько остановок для подбивание пальцев в траках и мелкого ремонта. Впрочем, один раз ремонт был долгий. Развалился подшипник на одном из колёс вездехода. Кусок трубы, отпиленный болкаркой, подключенной через инвертор решил проблему. На речку мы прибыли в 5.30 утра.

Общее время заброски из Иркутска составило 36 часов. Место мне было знакомым, но раньше тут не было бани и нового домика, где мы дружно разместились спать на нарах и на полу. Вездеходчики ночевали в старом домике.

Рис 5. Домики на Байри.

Основная часть команды проснулась примерно в 13 часов. Пришёл егерь, для ознакомления нас с правилами нахождения в государственном заказнике «Снежинский»,  по территории которого проходит сплав. После ознакомления с нашей маршрутной книжкой, Сергей провёл инструктаж для группы под роспись и заполнил квитанцию по оплате услуг.

Рис 6. Квитанция за сопровождение группы по заповеднику.

Естественно, сходили посмотреть на речку, до которой примерно 150 метров от домиков. Воды крайне мало. Я, конечно, сплавлялся уже в малую воду, но сейчас ещё нет практически, речку можно перейти вброд по воде ниже колена.

Для сравнения привожу фото одного и того же места, в этот раз и в 2012 году.

Группа разделилась, собираем плавсредства, расфасовка продукты по дням, готовка бани. В 20.45 вездеходы отправились в обратный путь, перед этим я сфотографировался с Сергеями, егерем (справа) и забросчиком (слева).

Рис 9. Фото с организаторами заброски.

После чего была баня, ужин, вечерние посиделки у костра. Часть снаряжения заранее перетаскали к реке, чтобы на следующий день сэкономить немного времени.

 

4 день. 8 июля 2016 г.

 

На воду вышли в 11 часов. Распределение по судам и обоснование:

  1. К2-1. Белрафт 2 ТТ. Сперва шли на 2ТБ. Головной экипаж.

Рис 11. Экипаж К2-1.

Андрей Лебедев (на фото справа), как руководитель и знающий маршрут, с напарником Шадриным Александром, с которым совместно в прошлом году на двойке была пройдена Ока Саянская.

  1. К2-2. К2Ред 800.

Рис 12. Экипаж К2-2.

Капитан Коненкина Екатерина (на фото слева), как самая опытная, и матросом Лоскутников Иван. Вобщем, на самом маленьком кате были самые лёгкие гребцы.

  1. К2-3. Белрафт 2ТБ. Сперва шли на 2ТТ.

Рис 13. Экипаж  К2-3.

Капитан Новокшонова Анна (на фото слева), как более опытная и матросом Зуйкова Ольга. С обоснованием всё просто, на самом объёмном кате были 2 самых тяжёлых девушки, у которых есть опыт совместного прохождения Жомболока.

  1. R-6. Рафт-6 Азарт, 14 футов.

Рис 14. Экипаж рафта.

 Капитан Кузьмин Роман (сзади слева), после руководителя самый опытный член группы. Матросы: Анучин Константин (на фото сзади справа), Вторушин Антон (справа в середине), Лапко Сергей (спереди справа), Афанасьев Николай (спереди слева), Шагалов Андрей (в середине слева) – ребята имеют опыт сплава по рекам, Ока, Чуя, Катунь на рафте.

Препятствия №1-13.  Общий фон 1-2 к.с. Просмотр не требуется. Очень мелко. Частые проводки судов пешком. Шли с ходу в походном порядке.

До устья левого притока Снежной, реки Юнкуцук, мы добирались 1,5 часа, вместо запланированных 40 минут, так что на лоцию встали только в 12.30. Большая часть сплава по шиверам от Юнкуцука представляла собой проведение судов пешком по реке.

Рис 15. Типичные шиверы после Юнкучука.

Раньше, подобная проблемы была только в шивере №5, теперь же, пешком проходили почти половину шивер до порога №13.

Кстати, об этом пороге. В лоции и схемах реки порог является препятствием №13 по счёту, откуда и пошло его название. На самом же деле, эта цифра значительно больше.

В первый свой сплав по Снежной, в высокую воду, я насчитал его 20 препятствием. В другой раз, когда был небольшой уровень воды, цифра была в районе 30. В этот же раз я бросил считать после 40.

Так что, определить местонахождение этого порога путём просчёта препятствий до него – сложно! Да и вообще, у порога нет чётких ориентиров, кроме малозаметного притока на левом берегу, уже в 5 раз я провожу группу, просто визуально определяя начало порога. Благо, перед порогом идёт поворот, дойдя до которого хорошо видно, что дальнейший участок кардинально отличается от всего пройденного выше и можно без проблем зачалиться в улова правого берега для просмотра порога. Самый оптимальный способ определения порога – по GPS координатам.

До 13 порога чёткой идентификации подвергаются только левые притоки Урдо-Зубкосун (где мы встали на обед в 15.45) и Орто-Оглок. Большой и Малый Митричи я до сих пор не могу понять, где находятся, не смотря на то, что на Снежной уже в 5 раз.

            Препятствие №13 «Порог №13». Начинается на левом повороте небольшой шиверой. Затем струя прижимает к скале левого берега, слив с камней и несколько камней на выходе. Общая длинна около 250м. В нашу воду проход по входной шивере с центра влево, к скале, затем слив и уход под правый берег. Воды мало, камней много.

Просмотр и страховка с правого берега.

К порогу №13 мы подошли в 19.00. На просмотр порога, на предмет завалов, сходил один, остальным было сказано идти сходу, в целях тренировки чтения линии движения с воды.  Без проблем пройдя порог с напарником, встали на страховку с воды остальных экипажей. Порог в нашу воду оказался очень простым и скучным.

Препятствия № 14-21.  Общий фон 1-2 к.с. Просмотр не требуется. Шли с ходу, в походном порядке.

В 19.20 зачалились на стоянку, на поворот выше левого притока Буректай.

Отличная стоянка, места много. С дровами проблем нет. С рыбой тоже.

 

5 день. 9 июля 2016 г.

 

Сегодня днёвка. Топим баню. Рыбачим. От лагеря можно добраться до устья Буректая. Не без проблем, но возможно. В устье отличная рыбалка.

            В 19.15 подошла группа из 4х двоек с Владивостока. С ними был уже знакомый мне бывший житель Владивостока, а теперь Иркутска – Леонтюк Павел.

Рис 16. Группа из Владивостока.

Поговорили с ними, обсудили график движения, чтобы не претендовать на одни и те же стоянки, обсудили планы на возможное совместное прохождение некоторых порогов.

Весь день сегодня периодически накрапывал дождик. Ливня не было ни разу, но вода не поднималась.

6 день. 10 июля 2016 г.

 

В 2 часа ночи меня разбудила Катя, со словами: «Что-то звук реки изменился, сходи, посмотри». Посмотрел. Рафт и 2ТТ плавают в воде, хорошо хоть привязанные. Перетащил суда и всю снарягу как можно дальше от воды, полчаса понаблюдал за уровнем, вроде не поднимается. Поставил будильник на 4 утра и пошёл дальше спать. В 4 часа проверил – уровень стоит, затопление берега не ожидается. Разбудил Романа, сказал, чтобы следил за водой и ушёл доспать до подъёма.

Утром уровень воды не изменился. Но, по оценкам вода поднялась почти на 1,5 метра за несколько часов ночью. На фото уровень воды вечером 9 июля и утром 10 июля.

Рис 17. Уровень воды сегодня утром.

Рис 18. Уровень воды вчера.

Препятствия № 22-28. Общий фон 3-3+. Даже в паводковый уровень воды именное препятствия, порог «Мраморный» ничем сложным не выделяется. Самая мощная шивера на пути — № 26, перед самым устьем Бузыр-Жалга.

 

Отплыли в 13.30. В устьё Бузыр-Жалга остановились пообщаться с группой из Владивостока. В 14.30 приступили к просмотру порога «Калибр», находящегося за левым поворотом от Бузыр-Жалга.

 Препятствие №29, порог «Калибр». После левого поворота от устья Бузыр-Жалга. Прямой участок в скальном сужении. В русле несколько крупных бочек. Проход слева, по краю бочек. Достаточно сложен и опасен. Возможен сильный удар о выступ скалы. Просмотр и страховка с левого берега обязательны.

Рис. 19 Порог №29 «Калибр»

Просмотр порога по левому берегу, перед порогом есть удобное место для чалки судов. Расставили фото-видео, страховку – в конце порога есть удобное место для страховка спасконцом. Порог всех впечатлил, особенно при нашем очень большом уровне воды. Но, проход всё же оставался классическим, между бочками и левым берегом, не смотря на высокую опасность влететь в отрицательный прижим, и высокую опасность удара о выступающую скалу левому гребцу. После порога большой участок относительно спокойной воды для страховки и самоспаса.

Первым прошёл головной экипаж К2-1,

Рис 20. К2-1 в пороге «Калибр»

встав на страховку с воды с левого берега.

Рис. 21 К2-1 на страховке в конце порога «Калибр».

За ним прошёл К2-2, поменяв после прохождения страховку с берега и камеру.

Рис. 22 К2-2 в пороге «Калибр»

Следом прошёл рафт, встав на страховку с воды у левого берега после прохождения.

Рис. 23 Рафт в пороге «Калибр»

Последним шли девочки на К2-3. Тут страховка и пригодилась, когда Ольга потеряла весло при прохождении, вследствие удара о выступающую скалу левого берега (но воспользовалась запасным). Весло выловили.

Рис. 24 К2-3 в пороге «Калибр».

Препятствия № 30-34. Шли сходу, в походном порядке. Общий фон 3+. Ничего сложного, линия движения читается с воды чётко.

 

Препятствие №35 порог «Неваляшка». Представляет собой сужение в реке. Левый берег – скала, правый – крупные валуны.  В шивере 2 бочки. Первая – правее, вторая чуть дальше, левее. Струя тащит чётко во вторую бочку. В наш паводковый уровень, первую бочку почти залило. Просмотр и страховка с правого берега. Идеальная линия движения с воды почти не понятна.

 

Рис. 25 Порог №35 «Неваляшка».

Следующее препятствие, 35 шивера-порог, к которым я был отлично знаком ещё с первого похода, когда в одной из бочек кильнулось 3 двойки из 5. К сожалению, упоминание о данном препятствии очень редко встречается в отчётах.

Схема шиверы и тактика прохождения были заранее разъяснены всем участникам.

Сложность прохождения заключается в том, что трудно обрулить обе бочки, слишком высокая скорость и малое расстояние между бочками. Так же, опасность порога заключается в том, что после него идёт несколько шивер, с крупными бочками и навалами на камни, что осложняет спасработы.

Было решено держаться левее изначально и просто уйти направо между бочками. К сожалению, этот манёвр никому не удался, все попали аккуратно в центр второй бочки.

К шивере подошли в 16:02. Первым прошёл головной экипаж, и после бочки встал  слева для видеосъёмки.

Рис 26. К2-1 в пороге №35.

Вторым прошёл 2ТТ,

Рис 27. К2-3 в пороге №35.

 Затем прошёл рафт, зачаливший после прохождения к правому берегу для страховки.

Рис 28. Рафт в пороге №35.

Последним шёл экипаж К2-2, попытался отгрести от бочки, не смог и перевернулся по диагонали через правую корму.

Рис 29. Киль К2-2 в пороге №35.

 Экипаж сразу же забрался на катамаран и погрёб к берегу. Происшествие прошло без каких либо проблем.

Рис 30. К2-3 после киля в пороге №35.

Уже вечером, вспоминая прохождение и пересматривая видео с камеры, а так же послушав мой рассказ о приключении в этом пороге в первый сплав по реке Снежной, решили назвать порог — «Неваляшка».

Препятствия № 36-57. Шли без просмотра, в походном порядке. Линия движения прекрасно читается с воды. Любые локальные бочки и возможные проблемные места легко обходятся. Общий фон 2 — 3+.

                        В 16:20 дошли до порога №43 «Клык».  В 16:47 дошли до порога № 57 «Ворота»,

Рис 31. Порог №57 «Ворота».

встали на стоянку за порогом, перед « Извилистым», причалили на песчаный пляж на левом берегу.  

Надо отметить, что на реке есть несколько препятствий, которые никакой значимости и опасности не представляют, даже в паводковый уровень воды. Они легко читаются с хода, есть спокойные линии движения. И названия им дали, по всей видимости, только из-за того, что у них есть характерные отличия, для удобства ориентирования. Например, пороги «Клык», «Пелота», «Ворота».

            Возможно единственное исключение – дикий паводок. И, возможно, самым опасным местом тут будет порог «Ворота», который представляет собой две огромные скалы, высотой около 6 метром, очень сильно сужающие проход в реке и не сложная шивера после этих скал, с находящимся после неё порогом «Извилистый» и далее – «Мунгулгольский».

На вершине этих скал много брёвен, явно попавших туда в огромный паводок.

 А в узком проходе, по логике, будет огромная бочка, вероятность прохода по которой очень мала.

 Но, из-за того, что данный участок группы проходят после ночёвки на любой из стоянок до порога «Калибр» — сама мысль идти в дикий паводок в «Калибр» абсурдна, и группы ждут спада воды и, следовательно, шанс попасть в неприятности на этом участке стремится к нулю.

Вечером сходили на разведку порога. Воды много, но порог вполне спокойно проходим. Окончательную тактику прохождения решили обсудить завтра, когда вода упадёт.

7 день. 11 июля 2016г.

 

На сегодня запланировано прохождение всего 2х порогов №58 «Извилистый» и №59 «Мунгун-Гольский». Сходили ещё раз посмотреть порог, приняли решение, что лучше всего проходить по левому краю, таким образом, мы сможем более качественно обеспечить страховку.

Препятствие № 58 порог «Извилистый». Начинается от места чалки к лагерю, от песчаного пляжа. На входе 2 бочки по диагонали. Затем на правом повороте длинная серия высоких валов. Ближе к концу порога несколько камней в русле, на один из них, в центре, сильный навал воды. Проход ближе к левому берегу, с постоянным смещением от камней. Просмотр и страховка с левого берега обязательны. В зависимости от уровня воды возможно прохождение вдоль правого берега.

 

Рис 32. Панорама порога №58 «Извилистый».

Расставили фото-видео, страховку с левого берега в конце порога.

Сегодня решили поменяться катамараном с девочками. Отдали им 2ТБ, а сами пошли на 2ТТ.

Первым в порог пошёл головной экипаж К2-1. Старт в порог в 13.50.

Рис 33. К2-1 в пороге «Извилистый».

После прохождения  встали на страховку с воды в конце порога, с левого берега. К этому времени к порогу подошла группа из Владивостока. Договорились о совместном прохождении, страховке.

Вторым в порог пошёл экипаж К2-2 в 14.07,

Рис 34. К2-2 в пороге «Извилистый».

 заменив после прохождения фото-видео, после них стартовал головной экипаж владивостокцев, заменив после прохождения нашу страховку с берега. Дальше стартовали по очереди. Один из экипажей Владивостока встал на страховку с воды на правом берегу в конце порога.

Из нашей группы сперва прошёл рафт в 14:28

Рис 35. Рафт в пороге «Извилистый».

Затем в порог пошли девочки на К2-3 в 14.33

Рис 36. К2-3 в пороге «Извилистый»

Все экипажи прошли порог хорошо, без проблем смогли уйти от бочки за камнем в центре порога. Совместное прохождение порога закончили в 14.40 и выдвинулись к порогу «Мунгун-Гольский», начало которого находится в пределах прямой видимости от «Извилистого».

Препятствие №59 порог «Мунгул-Гольский». Состоит из 3х ступеней, хотя можно 3ю ступень считать за отдельное препятствие. Между 1 и 2 ступенью очень короткий участок быстротока. Просмотр самого начала 1 ступени невозможен, но от середины можно всё посмотреть, этого достаточно. Просмотр и страховка всего порога с правого берега обязательна. В 1 ступени несколько косых сильных бочек с нескольких сторон. В конце большой обливной камень. Очень сложный участок. Проход возможен слева и справа.

Вход во вторую ступень слева. В ней несколько бочек в шахматном порядке, некоторые косые. Линия движения читается с воды.

 

Совместно с Владивостоком расставили страховку на 1 и 2 ступенях порога и фото-видео. Третью ступень решили не страховать, так как ничего сложного и опасного она собой не представляет и все группы всегда её проходят ходом. В конце 1 ступени поставили 2 точки страховки с берега, и в середине 2 ступени поставили 1 точку страховки с берега.

По договорённости с Владивостоком, в конце второй ступени, куда должны зачаливаться все экипажи после прохождения, встать на страховку с берега и видео съёмку должен был наш головной экипаж после прохождения первыми.

Рис 37. Вид на вторую ступень порога «Мунгул-Гольский».

К сожалению, по причинам, описанным ниже, нет нормальных фото-видео материалов полного прохождения 2 ступени порога.

            В порог головной экипаж стартовал в 15.16. Первая ступень была пройдена по правому краю.

К сожалению, чётко выдержать линию движения не получилось, кат развернуло в первой бочке,

Рис 38. К2-1 в 1й ступени порога «Мунгул-Гольский».

вторую прошли лагом и кат начало сносить под слив воды с камня в конце ступени.

Рис 39. К2-1 в 1й ступени порога «Мунгул-Гольский».

Но катамаран устоял и экипаж траверсом ушёл к левому берегу на вход во вторую ступень порога. Вторая ступень была пройдена без проблем, чётко выдержана линия движения.

Рис 40. К2-1 во 2й ступени порога «Мунгул-Гольский».

 После прохождения 2 ступени зачалились на правый берег. Александр встал на страховку с берега, а я пошёл снимать на видео прохождение порога другими экипажами, чуть выше места чалки.

После нас стартовал головной экипаж из Владивостока. Линию движения в 1 ступени, как потом показало видео, они повторили нашу и точно так же не справились. Но в отличие от нас, их катамаран перевернуло под сливом камня в конце порога. Брошенные спасконцы экипаж не смог удержать и кат ушёл во вторую ступень. Катамаран около 2х минут варило в центральной бочке в начале 2 ступени, а экипаж пошёл в порог самосплавом.

Одного гребца вытащили ближе к концу второй ступени, а другого (Павла Леонтюка) вытащил мой напарник с моей помощью. Я бросил снимать и поспешил на помощь, так как вес гребца был очень большой. Опрос Павла показал, что с ним всё в порядке, и я со своим напарником сразу же запрыгнул на наш катамаран и поспешил вылавливать перевёрнутый катамаран, который к тому времени проплывал мимо нас.

            Зачалить аварийный кат к левому берегу, мы смогли только после 3 ступени порога. Дальнейшее руководство прохождением порога осуществлял Роман Кузьмин, с согласованием действий со мной по рации, так как у нас не было возможности вернуться обратно на порог. Мы же встали на страховку с воды, по рации нас должны были предупредить, если ещё какой-нибудь катамаран или гребец уйдёт в 3 ступень.

К2-2 стартовал в 15.57. Первую ступень успешно прошли слева

Рис 41. Кат2-2 в конце 1й ступени порога «Мунгул-Гольский».

 и ушли во вторую ступень, порог прошли хорошо.

Рис 42. Кат2-2 в конце 1й ступени порога «Мунгул-Гольский».

Рафт стартовал в порог в 16:32.

Рис 43. Рафт в 1й ступени порога «Мунгул-Гольский».

Линия движения была первоначально слева, но рафт потом стащило струёй и выход из 1 ступени у них прошёл справа от центрального камня.

Рис 44. Рафт в 1й ступени порога «Мунгул-Гольский».

Во вторую ступень рафт зашёл посередине, через ту самую бочку, в которой держало кат Владовостока, так как выгрести налево не смогли. Рафт в ней немного подержало тоже.

Вторую ступень прошли без проблем.

Рис 45. Рафт во 2й ступени порога «Мунгул-Гольский».

            К2-3 стартовал в порог в 17.15. Линия движения по левому краю. Перед первой бочкой кат развернуло кормой вперёд, во вторую бочку кат прошёл лагом, к счастью, обошлось без киля.

Рис 46. К2-3 в 1й ступени порога «Мунгул-Гольский».

Во вторую ступень катамаран так же зашёл слева и прошёл без проблем.

Рис 47. К2-3 во 2й ступени порога «Мунгул-Гольский».

            Порога всеми экипажами, 2 группы собрались возле выловленного нами катамарана. Ближайшая стоянка была как раз напротив нас на правом берегу. Решили, что уступим это место другой группе, а сами пройдём немного ниже, до следующей стоянки за поворотом. Место там неприметное, находится в заливе перед скалой, и про него надо просто знать, что там есть стоянка, большая вероятность проплыть мимо. На лагерь встали примерно в 17:50.

Рис 48. Вторая стоянка за порогом «Мунгул-Гольский».

8 день. 12 июля 2016 г.

            Сегодня в планах неспешно дойти до порога водопада №87 «Хармын-Дулю», обнести его до первой стоянки перед порогом «Жаба». Вышли на воду в 11.50, а в 12.00 уже зачалились на просмотр порога №65 «Пиноккио». Причаливать лучше всего после первого слива, от которого до основного порога около 100 метров.

Рис 49. Чалка перед порогом № 65 «Пиноккио».

Препятствие № 65 порог «Пиноккио». Длинна около 150м. Река протекает в скальном сужении. В русле несколько косых бочек. Проход  через бочки или с краю бочек. Просмотр и страховка с правого берега. Линия движения читается с воды.

Пока просматривали порог, подошла группа из Владивостока. Порог довольно простой, места для самоспаса после порога предостаточно, большинство групп идёт его сходу, и мы решили не устраивать совместное прохождение, а пройти его первыми и идти дальше. Поставил напарника на страховку с берега в конце порога.

Рис 50. Порог № 65 «Пиноккио».

            В целях тренировки группы, решил, что пойду порог последним.

Первым отправился в порог К2-2 в 12.26, после прохождения встав на страховку с воды у правого берега.

Рис 51. К2-2 в пороге «Пиноккио».

Следом пошёл экипаж рафта. Самый чистый проход, линия движения с левого края всех бочек. Надо заметить, что каждый экипаж выбрал свою собственную линию движения в пороге.

Рис 52. Рафт в пороге «Пиноккио».

За ними стартовал К2-3 и так же отлично выдержал линию движения по краю бочек.

Рис 53. К2-3 в пороге «Пиноккио».

Наш катамаран стартовал последним, в 12.48. Прошли так же без проблем.

Рис 54. К2-1 в пороге «Пиноккио».

Препятствия № 55-75. Общий фон 2-3 к.с. Линии движения читаются с воды.

 

            После прохождения «Пиноккио» группа ходом пошла до устья р. Зун-Сайбактый, чтобы порыбачить. Я же спустился для рыбалки немного ниже, в пределах прямой видимости, до устья р. Цаган-Гол (Хахюр-Жалга), где и собралась позже вся группа, сходив на просмотр порога № 76 «Пируэт». Пока рыбачили, нас обогнала группа с Владивостока.

            Препятствие №76 «Пируэт».  Длина около 80 м. На левом повороте после р. Цаган-Гол (Хахюр-Жалга). Довольно заметное падение реки. Левый берег – скала. В русле 3 бочки, одна за другой. Последняя – самая мощная, её возможно обрулить слева или справа. Просмотр и страховка с правого берега.

 

Старт К2-1 в порог был в 15.47. Благополучно пройдя через все бочки, зачалились на правый берег. Напарник пошёл страховать остальные экипажи спасконцом, а я пошёл снимать на видео прохождение.

Рис 55. К2-1 в пороге «Пируэт».

Вторым пошёл К2-3. Прошёл чисто, кат чуть-чуть придержало в выходной бочке. После порога встали на страховку с воды.

Рис 56. К2-3 в пороге «Пируэт».

За ними стартовал К2-2. В последней бочке кат развернуло носами под слив и кат кильнулся.

Рис 57. К2-2 в пороге «Пируэт».

Страховка с берега и с воды оперативно, катамаран зачалили.

Рис 58. Спасработы К2-2 после киля в пороге «Пируэт».

Последним порог прошёл рафт. Линия движения по самому левому краю, вдоль скалы, почти не задели бочки.

Рис 59. Рафт в пороге «Пируэт».

            Препятствия № 77-83. Общий фон 2-3 к.с. Линия движения читается с воды легко.

Препятствия № 84-86. Порог №84 «Кит-Китский» длинной около 100м. Линия движения читается с воды легко. В русле несколько бочек. Просмотр и страховка с левого берега. В паводковый уровень сложен. В устье реки есть стоянка.

В 16.38 подошли к порогу №84 «Кит-Китский», начинающемуся от устья р. «Кит-Кит» и следующими за ним 2мя шиверами разделенными участком спокойной воды метров в 150.  По сути – это одно препятствие. Сложность порога скорее психологическая, ведь это последнее препятствие перед порогом-водопадом. Порог прошли сходу. На стоянке в устье стояла группа из Владивостока.

Рис 60. К2-1 в пороге №84 «Кит-Китский».

На выходе из последнего слива, слева остановился в улове, снять прохождение слива экипажами и подстраховать, в случае переворота.

Рис 61. Препятствие №86.

В 16.44 зачалились на правый берег перед водопадом, сходили на просмотр водопада

Рис. 62. Препятствие № 87 порог-водопад «Хармын-Дулю (Прыжок белки)».

 и начали обносить вещи на первую стоянку, перед порогом Жаба. Потом сходили на просмотр порогов «Жаба» и «Снежинка». Идти лучше по тропе от первого лагеря.

            Жабу хотели идти все, кроме Анны. В Снежинке же сильно напрягал сильный бой струи в зуб скалы под правым берегом на выходе из порога. Если кат туда вынесет, то однозначно правый гребец получит сильнейший удар и последствия могут быть самыми печальными. Большие сомнения на счёт прохождения. Приняли решение определиться на следующий день, с надеждой, что вода ещё немного упадёт.

9 день. 13 июля 2016 г.

 

С утра сходили опять посмотрели пороги. Вода немного упала. В Жабе особых изменений нет. А вот Снежинка стала намного проще, исчез бой струи в зуб скалы правого берега (на фото обведён), шанс попасть туда теперь минимален, струя проходит примерно в 1,5 метрах.

Рис 63. Выходной слив порога «Снежинка»

Линия движения вроде как понятна, но окончательное решение будем принимать, когда просмотрим порог с левого берега, после прохождения Жабы.

Спустили рафт с водопада на верёвке и доплыли до лагеря, вариант намного проще, чем нести по берегу.

Рис 64. Спуск рафта с водопада.

Препятствие №88 порог «Жаба». Расположен на прямом участке реки, после правого поворота. Старт в порог прямо от верхнего лагеря. Общая длина порога около 200м. Примерно 120м из них заходная шивера, потом идёт основное препятствие. В нашу воду это проход между двух больших скальных обломков и бочка после них. Просмотр и страховка возможны с любого берега.

 

К2-1 и К2-3 занесли на старт перед Жабой. К2-2 с экипажем из рафта, занесли на страховку с воды после Жабы. Переправили на нём 2х человек на левый берег – для страховки спасконцом и видеосъёмки. В это время подошла группа из Владивостока, смотреть прохождение нами «Жабы» и «Снежинки». Их группа в эти пороги не пошла.

 Детально объяснил всем экипажам, как надо правильно проходить порог, в чём заключается сложность прохождения порога и главная опасность, если не выдержать линию движения – разломать кат о саму скалу «Жаба», как мы 2 года назад.

Старт К2-1 в порог в 14.10. Линию движения выдержали, хотя и прошли достаточно близко к самой Жабе.

Рис 65. К2-1 в пороге «Жаба»

Рис 66. К2-1 после прохождения  порога «Жаба»

Напарник поменял страховку с берега. Экипаж рафта отправил заносить наш кат обратно на старт – пойду с Ольгой в порог, вместо Анны. А сам встал на страховку с воды на правом берегу, за порогом.

Рис 67. Руководитель на страховке после порога «Жаба».

Старт К2-3 с экипажем К2-2 в порог в 14:50.

Рис 68. Экипаж К2-2 в пороге «Жаба».

Порог пройден без проблем, после прохождения заменили страховку с воды, которые встали на моё место для страховки с берега.

 А я пошёл на прохождение с Ольгой на нашем кате. Стартовал в порог в 15:05.

Рис 69. Лебедев и Зуйкова в пороге «Жаба».

Прошли плохо. Не смогли выдержать идеальную линию, ударился немного о Жабу. Но без последствий. Встал на страховку спасконцом с правого берега.

Последними в порог пошёл экипаж рафта в 15.32. Идеальное красивое прохождение всего порога.

Рис 70. Рафт в пороге «Жаба».

Пошли на просмотр порога Снежинка, искать оптимальную линию движения.

 

Препятствие № 89 порог «Снежинка». Основная часть порога расположена в скальном сужении, примерно через 300 м после порога «Жаба». На входе гряда камней.

В основной части 2 больших косых бочки, падение высоты в 1 бочке около 2,5 м. Просмотр и страховка  по обеим берегам.

 

Начало порога проблем не вызывает, небольшой слалом между камней, траверс с левого берега на правый, потом через центр к левому берегу, телемарк и траверс к правому берегу. Там большой участок спокойной воды, прямо перед основным сливом, где можно спокойно постоять сколько угодно и уточнить линию движения, ориентиры, с напарником посоветоваться.

А вот дальше, чтобы попасть в проносную струю в бочке, которая вынесет левее скал правого берега, необходимо максимально прижаться к правому краю, на входе в основную ступень порога, что осложнено мешающим камнем, который будет откидывать левее, и небольшой бочкой с косым сливом перед этим камнем.

Решил, что идеальным вариантом будет просто прыгнуть правой гондолой с этого мешающего камня, тогда кат окажется идеально в центре струи. Объяснил свой план группе, меня поддержали, признали самым лучшим вариантом.

С левого берега поставили страховку спасконцом, с правого берега занесли на страховку с воды К2-2.

Рис 71. Страховка с берега в конце порога «Снежинка».

Рис 72. Страховка с воды в конце порога «Снежинка».

Старт в порог К2-1 в 16:42. Запланированную линию движения выдержали идеально. Порог пройден в полсилы. После прохождения сменили на страховке с воды К2-2.

Рис 73. К2-1 в пороге «Снежинка».

Было скучно, с другой стороны, очень радовало, что линия движения была просчитана так хорошо.

Группа успешному прохождению нами порога обрадовалась, порог захотели пройти все, даже Аня, которая отказалась идти Жабу.

Разрешил прохождение порога рафту и экипажу К2-2, экипажу К2-3 в прохождении отказал.

После нас порог пошёл экипаж К2-2 на катамаране К2-3 в 17.00. Порог прошли по такой же траектории, как и мы.

Рис 74. Экипаж К2-2 в пороге «Снежинка».

Последним стартовал экипаж рафта в 17:15. Так же отличная линия движения, порог пройден чисто.

Рис 75. Рафт в пороге «Снежинка».

Сняли страховку, упаковали камеры, и пошли ходом, через порог «Слив» до второго лагеря, где стояла группа из Владивостока. Лагерь находится почти сразу за порогом. Место для причаливания лучше разведать заранее, и поставить заметный ориентир.

Рис 76. К2-1 перед порогом №90 «Слив».

 

 

 

 

10 день. 14 июля 2016 г.

            С утра сняли лагерь, таскали вещи к катамаранам. Длина тропы около 1 км. Тропа в нормальном состоянии до сих пор, хотя я её пропиливал 3 года назад. Привязываться начали только в 13.45

Рис 77. Место старта от второго лагеря.

Препятствия № 91-111. Участок  расположен в ущелье, просмотр многих препятствий затруднён. Особо выделяются 2-3 порога, но линия движения в них в нашу воду спокойно читается с воды. Не представляет проблем для опытных экипажей. Общий фон 3-4 к.с.

 

Так как поход у нас учебно-тренировочный, в целях тренировки экипажей, до порога «Серая ямка» решили идти без просмотров, в целях отработки навыков чтения с воды. Маршрут мне знакомый, линии движения в порогах помню, опять же уровень воды уже значительно упал, никаких проблем не предвидится, да и все препятствия прекрасно читаются с воды.

Препятствие №112 «Серая ямка». Ориентир – остров, делящий порог на 2 русла. Обычно все ходят правым рукавом, так как его проще просмотреть и страховать. Просмотр и страховка с правого берега. Порог делится на 3 ступени.

На входе в 1 ступень несколько камней, затрудняющих движение, бочки небольшие. Потом струя бьёт в огромный камень. На выходе клык.

Между 1 и 3 ступенью участок быстротока.

3 ступень начинается грядой камней, чистый проход ближе к острову. Потом протоки соединяются, и после короткого участка быстротока – огромная бочка через всё русло.

Рис 78. Панорама 1 ступени порога «Серая ямка».

            В 16.05 дошли до порога №112 «Серая ямка». Последнее серьёзное препятствие на маршруте. Просмотрели. Порог решили проходить по ступеням и, как обычно, по правой протоке. В целях тренировки в очередной раз решил отправить экипажи вперёд себя. Так же, по желанию, разрешил кильнуться на выходе из 3й ступени порога в целях тренировки. Сам встал на видео съёмку, а напарника поставил на страховку.

Первым прошёл рафт в 16.20. Линию выдержать не смогли, чуть не перевернулись на камне. После прохождения встали на страховку под левый берег.

Рис 79. Рафт в 1 ступени порога «Серая ямка».

            За ними стартовал К2-2. Их тоже прижало к камню, но обошлось без киля.

Рис 80. К2-2 в 1 ступени порога «Серая ямка».

Потом прошёл К2-3 и так же смог избежать навала на камень.

Рис 81. К2-3 в 1 ступени порога «Серая ямка».

Мы на К2-1 пошли порог последние, решили его идти сразу ходом полностью, так как после порога есть огромное озеро спокойной воды  для проведения самоспаса, в случае переворота. Порог прошли без проблем.

Рис 82. К2-1 в 1 ступени порога «Серая ямка».

Рис 83. К2-1 в 3 ступени порога «Серая ямка».

После прохождения поставил напарника на страховку, дал команду по рации для экипажа рафта, чтобы стартовали во вторую ступень. Рафт во входе во вторую ступень засел на камнях, но вскоре выбрался и прошёл остаток порога без проблем, встав на страховку с воду у правого берега.

Рис 84. Рафт в 3 ступени порога «Серая ямка».

За ними стартовал К2-2. Экипаж с линией движения не справился, ушёл левее, и их прижало к камню у конца острова.

Рис 85. Аварийная ситуация К2-2 в пороге «Серая ямка».

Самостоятельно освободить катамаран у них не получилось. Им на помощь переправился экипаж рафта на К2-3. Совместными усилиями катамаран удалось освободить. Парни переправились обратно и отдали кат  девочкам для прохождения.

Рис 86. Вытаскивают К2-2 из прижима к камню.

К2-2 успешно прошёл остаток порога.

Рис 87. К2-2 в бочке 3 ступени порога «Серая ямка».

Желание кильнуться, по моему разрешению, высказала только Аня, что и попыталась осуществить в выходной бочке порога. Перевернуть катамаран  не удалось, экипаж успешно зачалился к берегу на ровном киле.

Рис 88. К2-3 в бочке 3 ступени порога «Серая ямка».

            Через 15 минут группа причалила в устье правого притока р. Селенгинка, где встала лагерем. Там находится своеобразная турбаза, работает магазин, правда цены выше в 2 раза. Есть аэролодка.

11 день. 15 июля 2016 г.

На сегодня запланирован пеший радиальный выход вдоль Селенгинки на водопад Грохотун и на Соболиные озёра, откуда и берёт начало р. Селенгинка. Объяснил ребятам путь, обрисовал возможные проблемы, рассказал, что и где надо посмотреть. Группа пошла по правому берегу. Сам же, взяв бензопилу, переправился на левый берег в устье Селенгинки. Именно по этому берегу мы с каяками заходим для сплава по Селенгинке. Моя задача – пропилить сколько возможно тропу до озёр, чтобы облегчить пешку в следующий раз.

Группа же, под руководством Романа, вполне удачно совершила запланированное,

вернувшись в лагерь около 19.00. Позвонили, заказали машину на завтра.

Рис 89. Группа на водопаде Грохотун.

Рис 90. Группа возле переправы через Селенгинку.

Рис 91. Группа на Соболиных озёрах.

 

12 день. 16 июля 2016 г.

 

На воду вышли примерно в 12.30.

Из препятствий только незначительные перекаты. До моста в Выдрино путь занял 1,5 часа. Созвонились с водителем микроавтобуса, удостоверились, что к нам едут. Разборка и упаковка судов, снаряжения.

Рис. 92. Группа на финише.

Вскоре пришла машина, погрузились, выехали в Иркутск.

4.7 Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте:

 

К определяющим факторам данного маршрута относятся:

а) непредсказуемые паводки, в любое время сезона, которые могут значительно изменить водную обстановку на препятствиях маршрута за сутки. Даже изменения уровня воды на 10 см, может существенно поменять тактику прохождения некоторых порогов.

б) отсутствие постоянного населения и транспортных коммуникаций в районе проведения похода, не значительное количество других групп.

в) отсутствие простых аварийных выходов с реки

Водная часть маршрута была пройдена нами в условиях очень высокого и среднего уровня воды, который снижался со скоростью примерно 5-10 см/сутки.

 

На водной части маршрута потенциально опасными для жизни следует признать пороги № 29 «Калибр» (он же «Слон»), № 59 «Мунгулгольский», №№ 87-89 (водопад «Хырмын-Дулю» и следующие за ним пороги «Жаба» и «Снежинка»), а также порог № 112 «Серая ямка». К этому списку, возможно, следует добавить препятствия предводопадного участка №№84-86, причем не из-за их собственной сложности, а потому, что за ними следует непроходимый водопад.

  1. 4.8Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте:

 

            Из интересных природных и исторических объектов, на данном маршруте нас более всего привлекало посещение Иволгинского дацана; радиальный выход на Соболинные озёра с посещением водопада «Грохотун» и разведкой реки Селенгинка или посещение «Тёплых озёр» с радиальным выходом на гору «Шапка Мономаха».

Данные мероприятия вполне логично вписываются в поход, не являются сложными или дорогостоящими.

К сожалению, посещение Иволгинского дацана пришлось отменить, ради экономии времени, а между «Соболиными» озёрами и «Тёплыми» озёрами группа выбрала «Соболиные».

Естественно, в экскурсионные цели был включён и осмотр препятствия № 87 порога Хармын-Дулю (Полёт белки), являющегося водопадом, высотой около 12 метров. На данный момент известно 3 случая прохождения этого порога, самый первый был на «бублике», и 2 случая прохождения на каяке.

Так же, очень интересным может быть радиальный выход вдоль рек Бузыр-Жалга и Кит-Кит. Данные реки отличаются водой голубоватого оттенка,  а в верховьях реки Бузыр-Жалга есть минеральные источники.

4.9 Дополнительные сведения о походе:

1. GPS координаты важных мест.

 

Название

 

Ширина

 

Долгота

 

Дополнительное описание

 

Стапель на Байри51° 2.243’С104° 6.747’ВДомик егеря, баня.
Устье р. Юнкуцук51° 3.081’С104° 12.791’ВВ устье отличная большая стоянка.
13 порог51° 6.134’С104° 25.068’ВПросмотр по правому берегу.
Стоянка перед Буректаем51° 6.948’С104° 25.063’В 
Р. Бузыр-ЖалгаN51°06’41,11″E104°27’03,65″В устье отличная большая стоянка.
Порог «Калибр»N51°06’49,67″E104°27’06,63″Просмотр по левому берегу
Шивера №35 «Неваляшка»N51°07’55,86″E104°27’54,17″Просмотр по правому берегу
Стоянка перед порогом «Извилистый»N51°09’08,00″E104°29’00,81″Причаливать на песчаный пляж перед порогом на левом берегу
Порог «Мунгул-Гольский»N51°08’55,92″E104°29’27,39″Просмотр по правому берегу
1 Стоянка после «Мунгул-Гольского»N51°09’23,27″E104°29’13,50″В паводок возможно будет залита
2 Стоянка после «Мунгул-Гольского»N51°09’35,19″E104°29’09,82″Рекомендую разведать её пешком от 1 стоянки, иначе проскочите.
Порог «Пиноккио»N51°10’09,43″E104°29’45,15″Просмотр по правому берегу
Стоянка в устье Зун-СайбактыйN51°11’11,55″E104°31’29,38″Стоянка перед устьем.
Устьё Хахюр-Жалга (Цаган-Гол)N51°11’17,22″E104°31’49,40″Отличная рыбалка, отсюда можно разведать порог Пируэт.
Устье р. Кит-КитN51°13’15,47″E104°33’32,24″В устье отличная стоянка
Чалка перед ВодопадомN51°13’35,46″E104°33’23,67″ 
Первая стоянка после ВодопадаN51°13’38,06″E104°33’14,62″Дров больше
Вторая стоянка после ВодопадаN51°13’47,42″E104°33’56,85″Места больше, высоко до воды
Порог «Жаба»N51°13’41,08″E104°33’23,14″Разведка удобней от первой стоянки
Порог «Снежинка»N51°13’43,82″E104°33’37,08″ 
Порог «Серая ямка»N51°19’25,36″E104°39’07,76″Разведка по правому берегу
Устье р. СеленгинкаN51°20’15,97″E104°40’22,74″Турбаза, аэролодка, магазин
Антистапель в ВыдриноN51°26’24,23″E104°38’03,26″Удобнее на правом берегу перед самым мостом
 

 

4.11 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Маршрут пройден успешно, все цели похода достигнуты. Прохождение реки Снежная на рафте, включая самые сложные препятствия на маршруте пороги Мунгунгольский, Жаба, Снежинка, вполне реально с участниками, имеющими опыт прохождения маршрутов 4 к.с на рафте, при наличии опытного капитана рафта и руководителя, знающего маршрут.

В очередной раз подтвердилось, что даже небольшой суточный дождь на Снежной, может привести к резкому подъёму воды на 1-1,5 метра. При этом спад воды до среднего уровня происходит за 3-4 дня.

Разница в уровне воды даже в 10 см очень сильно влияет на тактику прохождения многих препятствий. Если группа просматривала пороги Извилистый, Жаба, Снежинка с вечера, то непременно необходимо заново просчитать линию движения на следующий день, перед прохождением. В нашем случае, прохождение порога Снежинка происходило совершенно по другой траектории, чем было запланировано при просмотре днём раньше.

Новый вариант заброски, к летнику Байри, намного лучше, чем старый вариант с заброской в верховья реки через перевал Бэрхэ-Дабан. Он позволил нам сократить время заброски на реку до 36 часов, а так же исключить из графика сплава 1-2 прогонных дня по верховьям. И это при условии 2х продолжительных ремонтов вездеходов в пути, а так же очень большого количества времени, потерянного в Улан-Удэ и Гусиноозёрске. В том числе благодаря тому, что водители прекрасно двигаются ночью, в отличие от Валеры Очирова, организатора заброски на Бэрхэ-Дабан.  

Заброска на Снежную:

Страница оргнизаторов https://ok.ru/profile/579367510297 Контактные тел.:Баир +79246537408; Альберт +79025655489.

Полагаю, что при благоприятных обстоятельствах, вполне реально произвести заброску за 24 часа. При этом всё же организаторами заброски, да и мною лично, рекомендуется прибывать в Баянгол ближе к вечеру, в промежуток между 14 и 17 часами. Это связано с тем, что вездеходы очень сильно греются на жаре, что может привести к их поломке. А так же, в вечернее и ночное время отсутствуют кровососущие насекомые, в огромных количествах слетающиеся на жар, исходящий от вездеходов.