Дневник Китой –  август 2017г.

Автор Екатерина Коненкина

Дневник похода сборной команды Иркутской области в рамках Чемпионата России по спортивному туризму -2017.

Задумывались ли вы когда-нибудь о величии и силе рек на планете? Вероятно, если задать вопрос прохожим, какие у них ассоциации вызывает слово река, они ответят, что «…с чем-то спокойным, тихим, размеренным, беззаботным». И лишь единицы вспомнят кипящие белые потоки, взрывающие собой скалы и прокладывающие среди них каньоны, последние силы, собранные крепостью духа, многокомпонентную смесь самых разных эмоций….

Единицы, которые смогли…

День 1. 04.08.2017г.        

Не думала, что возьмусь за написание очередного дневника с похода. Первый дневник «Сплав на рафте по Снежной 2016» занял уйму времени, и так сказать, стал дебютным. Бессонные ночи, без обеда на работе, и заново пережитые прошедшие события. Но время прошло, усталость забыта, и пришла пора для нового маршрута, потребность взять ручку возникла с новой силой.

Действительность в её развитии. Понеслась!

5 утра, сбор на «Пожарно-спасательной службе» Иркутской области. Совы и жаворонки на лицо: одних, если облокотить на стенку – можно потерять во сне, другие уже готовы к великим свершениям, а моё сознание разрывалось где-то посередине. Турбовый ГАЗ модели «Садко» начали загружать ещё вчера, последние сборы, рюкзаки кинули в будку. Лично в руки Никита раздал спирт, нет денег – нет спирта!  Нарушая все законы антипунктуальности водного похода, выезд строго по расписанию, – ровно в 6.00!

Команда (девочки завидуйте!) – 11 удалых красавцев мужчин и я! Все вместе несём гордое звание «Сборная Иркутской области»!

Наш Турбо-Дизель уверенно выехал из Иркутска, в 9 утра добрались до Култука, забрали дядю Фёдора, уже поджидавшего нас. До боли знакомая дорога через Тункинскую долину, сколько по ней было забросок, давно уже не считали.  По пути бурханы, которым обязательно нужно отдать дань уважения – святая традиция. Пограничный пост в Мондах пролетели быстрее некуда, узнаваемую машину МЧС с сине-оранжевыми полосами пропустили, не останавливая.

Водопад. Знаковое место для всех, кто забрасывается на реки в Восточных Саянах

           В отрогах Восточного Саяна остановились у озера Ильчир, давшее начало Черному Иркуту, сам же Иркут, стекая с высоты 1875 метров над уровнем моря, является неплохой тренировочной базой для водников Иркутска, хоть и далековатой.

Здесь мой второй дом, я мерно вдыхаю и выдыхаю чистый горный воздух, очищая легкие и мысли. Красота природы циклична, меняется в зависимости от времени года. Замкнутый круг, прекрасная бесконечность.

Озеро Ильчир.

Здесь даже лужи красивые!

Не доезжая до Самарты, повернули направо, и сразу же выехали к Китою, дорога из гравийной мигом превратилась в грунтовую, труднопроходимую. Китой в своем зарождении мелководен и кажется обманчиво кротким. По пути переехали несколько бродов. Здесь же взору открываются красивейшие панорамы.

Исток Китоя образуется от слияния двух рек — Самарты и Улзыты, Окинский район Бурятии. Особенность Сибирских рек – дикость и полная автономность, крайний населенный пункт мы уже миновали – в самом верховье Китоя есть посёлок золотоискателей Самарта. Следующий, если его можно назвать таковым, метеостанция «Дабады» с населением в три человека, эту ближайшую связь с цивилизацией мы достигнем только через две недели.

Планировали заехать дальше, ближе к р. Саган-Сайр. Но ещё один брод и на следующем заезде в гору оторвали кардан. Дальше поехали на одном передке, что вскоре и сыграло свою злую шутку.

В 17.30 на втором, после устья Арлык-Гола, броде ГАЗ стащило в яму, хорошо хлебнув воды, он заглох посреди реки. Как-то неожиданно мы подошли к главной части нашего похода, водной. Будку стала заливать вода, с криком «Ура, плывём», стали затаскивать на сидения рюкзаки и всё, что лежало на полу. Отряд экстренного реагирования мгновенно приступил к спасательной операции.

На берегу соорудили из брёвен треногу, натянули трос, часть команды на том берегу принимала вещи, другие крепили их к тросу. Раз двадцать сказали, чтобы я не мочила ноги и аргумент серьёзный придумали – холодная!!! Странная просьба в водном походе высшей категории сложности!

Наконец, и я перебралась в обвязке на сушу. Вербуя меня в поход, Андрей прельщал тем, что меня будут буквально носить на руках, повелась. Правда, не думала, что так. Отцепив меня с троса, Руслан еще метра три нёс меня на руках.

Кораблекрушение «Садко»!

Лагерь поставили рядом, спасработы заняли около трёх часов, в девять промокшие, замерзшие и уставшие собрались у костра на ужин. Подсчитали потери – незначительная часть спирта, подмокшие документы, минус комплект сухой одежды. Китой с самого начала дал понять, что с ним шутки плохи, Ильич добавил – «Х…м по лбу получили в первый же день»! На заезде встречали геологов с тяжёлой техникой, Рус с Федей пошли за помощью, но никого уже не нашли. Садко, уныло стоявший посреди реки, переименовали в «Садкомаран», оставалось надеяться, что с Самарты не придёт большая вода.

Вспомнилось, что в дороге один из водителей Олег, обмолвился, – Вот бы остаться! На самом деле, бойся мыслей своих! В целом заброска удалась, мы на Китое, и это нужно отметить, в команде три гитариста виртуоза. Эх, нам ли жить в печали!

                                                           День 2. 05.08.2017г.                                                                                         

7 утра, лагерь уже не спит, на свежем воздухе сон час за два. В 9 завтрак, все бодрячком.

Первое утро на Китое, непередаваемое ощущение счастья. Могучая и своенравная, сложнейшая река Восточных Саян. К этой реке идут годами, накапливая опыт, ответственность, рассудительность, без этого сюда нельзя. Невольно вспомнилось, как меня затягивало в водный туризм, всё начиналось с коммерческих «покатушек», и на тот момент я даже не предполагала, что зайду так далеко.

Вчера успели подсушить продукты, потерь особых не было, предусмотрительно всё было расфасовано в гермотару. Лёха, увидев в котелке остатки завтрака, предупредил, – Если не доедаете, в следующий раз готовим меньше. Вспомнилась туристская мудрость – «турист ест мало, но часто».  Решили по-другому – есть будем много, но часто!

Наш завхоз Алексей! (у меня все)

Дядя Фёдор, отлучившись поутру по своим делам, набрёл на вездеходчиков и договорился о помощи. Для такой машины это не составило труда, через 10 минут подготовительных работ «Садко» стоял на берегу, а у нас была минус еще одна бутылка спирта (плата за помощь). Выход отложили на завтра, сегодня стапель и дожидаемся машину, вызванную по спутниковому телефону с базы. Оставлять водителей одних категорически нельзя, сотовой связи здесь уже нет. Даже если Садко заведётся, то на обратную дорогу нужна подстраховка. Задержка на график движения особо не влияла, пройдём по воде чуть больше запланированного.

После завтрака стапель, количество деталей рамы и комплектующего крепежа у «Аргутов» взрывало мозг, а инструкция от Дока по сборке, обрастающая новыми фразами, вводила в ещё больший ступор: – Найдите широкорасставленые дырки!

После обеда решили прогуляться до Арлык-Гола. Во-первых, убить время. Во-вторых, как бы радиальный выход. А в-третьих, интрига, где-то там должна быть спрятана заброска семилетней давности из лыжного похода, 2 литра спирта и печеньице. Интересно же, сохранился ли спирт? Тщедушная надежда, но все же! В составе четырёх человек – я, Миша, Андрей и Игорь отправились с миссией. Несколько бродов, на которых Андрей сдержал своё обещание носить меня на руках. Да, я турист со стажем, не избалованна, не изнежена, но раз мне доступны все привилегии единственной девушки в команде, грех отказываться. Чёрт, приятно-то как!

Арлык-гол левый приток Китоя. К нашему разочарованию заброска не сохранилась, то ли геологи по запаху нашли спирт, то ли «мишку» приманило печенье. Опомнившись, что у нас радиальный выход, пошли дальше. Выше по течению находится водопад, затерянный между скал.

На обратной дороге встретили «Садко» (он благополучно завёлся) и вторую машину с базы. Пожелав всего хорошего, распрощались. В пять вернулись в лагерь. Грозовые тучи заполняли долину, и в шесть вечера послышались раскатистые удары грома, пошел дождь.Вечером Андрюху и Серёжку понесло, спели все романтично-лирические песни.

День 3. 06.08.2017г.

Полседьмого, подъем. Дежурим, почетное звание дежурных я и Сергей получили вчера после обеда с торжественным вручением пайки от завхоза и костровым набором от дежурных. За завтраком наш порцай сообщил, что провел ревизионную проверку жидкостей, содержащих C2H50H и призвал к строжайшему соблюдению объёмов и графика злоупотребления.

– Если спирт мешает сплаву…

– Брось его, сплав этот!

Сборы, увязка, спуск, выход на воду в 11.00. Наконец-то, первый день на воде!

Экипажи сформированы еще заранее следующим образом:

Забойный экипаж, К4-1, Аргут «Бледная поганка»

Андрей Яковлев г. Иркутск, Руководище, гитарист

                                     Игорь Петров г. Иркутск, Порцай, железный человек

 Сергей Сальников г. Ангарск, Гитарист                              

Михаил Борисенко «Ирландец», г. Ангарск  Главный метеоролог

Экипаж К4-2 Аргут – «Эсминец Элдридж»

  Владимир Смирнов «Ильич»                                              Андрей Турушев «Док»

  г. Иркутск  Капитан                                                          г. Иркутск  Медик

     Никита Белянский г. Иркутск, Связист                             

     Федор Колодяжный «Дядя Фёдор»,  г. Слюдянка Спелеолог                                   

Экипаж К4-3 Аргут –«Толерансы». Девиз: В первый раз, Китой как раз!

Сергей Андрейко г. Иркутск, Капитан 

                                

   Екатерина Коненкина г. Иркутск, Муза, летописец, фоторепортер

Руслан Шаммасов «Рус» г. Иркутск, Гитарист, Сусанин, Рубаха-парень                         

Алексей Спиридонов г. Иркутск, Золотой Завхоз

Почему девиз «В первый раз, Китой как Раз»? Да потому что наш Сергей Андрейко уже имел достаточный опыт водных походов, но первой сплавной рекой, когда ему было 16 лет, стал Китой! А с виду не скажешь, мы сразу им прониклись.

Вышли первые, метров за триста встали, Лёхе не терпелось порыбачить, рыбы не было, но его зоркий взгляд увидел забитую в улово у другого берега знакомую желтую бутылку. Михин спирт, уплывший при водном «коллапсе». Экипажу «Элдриджа» было указано на расположение бесценной находки. Ну, любо дорого было смотреть на синхронную работу экипажа, гребки стали еще техничнее и интенсивнее, главное правильная мотивация!

Уровень воды средний – чуть выше среднего. До левого притока р. Саган-Сайр всё просматривается, 12 км ничего особенного. Несколько раз на перекатах были вынуждены проводить каты. В течение дня сгребаемся своим экипажем. Мы единственные, кто идёт друг с другом в первый раз. Сергей на протяжении всего дня присматривался к нам. Может, ну нас всех к чёрту – пока не поздно! Выбирал тренировочные линии равные по сложности для обоих бортов, и был чересчур серьёзен, ну очень! Это понятно, капитанство на Китое серьёзная ноша. Следуем его принципу – если изначально всё делать правильно, то в нужной ситуации все правильно сработают. Охота разрядить обстановку, но чувствую, что своими шутками доведём его.

Порог №5, через 3 км после Саган-Сайра, выделенный в лоции, проходили сходу, слив через всю реку.

Долина реки очень красива. Её путь лежит меж Китойских и Тункинских гольцов – Сибирские Альпы, серые и безмолвные, местами вырастают упрямой стеной до небес с непрерывными рваными по макушке хребтами, высотой более трёх тысяч метров.

После Саган-Сайра Китой стал веселее, воды прибавилось. На обед встали перед устьем Саган-Сайра, очень быстро и дружно приготовив солянку.

Вышли в 15 часов, до Водопада осталось 13 км. Препятствия с №16 – 17, 2-3 к.с., исключения 18 и 19, требуют особого внимания (особенно №19), но для нашей команды не представляли сложности, и мы шли ходом.

В первый день на воде выявились проблемы. Рус сломал весло на ровном месте, у Сергея порвалась стропа на упоре. У меня за спиной раздалось шипение, из пипки вылетела пробка и корма начала стремительно проседать, наспех заткнула её пальцем. К слову, в таких труднодоступных местах мой палец еще не был, парни прикалывались, что прошла ускоренный курс проктологии. А следующий порог 19-й, с него начинаются Верхние щёки. Пипку тянуло внутрь шкуры, палец неумолимо затекал, срочно встали на ремонт.

Порог №19 – 4к.с., около 1 км слалома. Камни разбросаны по руслу, их много, но лавировать между ними удовольствие, срабатываемся. Кажется, мы начинаем нравиться нашему капитану! Постепенно уклон увеличивается, русло сужается, валы и бочки мощнее. На выходе, через всё русло, слив высотой 1 м с мощной бочкой по центру, здесь река уходит в каньон. Прыгали последние, хорошо разогнавшись, и сразу же вёсла на чалку к левому берегу, через 70 м водопад, он же первая ступень порога «Веретено», высотой 4 метра, негабарит.

  Водопад «Веретено» – I ступень

Обнос до стоянки, по крутому подъему, минут 20-30 мимо второй ступени «Веретена» и «Винта». В лесу однобокая брусника, горькая жимолость, грибов нет. Ужин уже в темноте, уставшие, сытые и довольные сидели у костра.

Сегодня были «семечки», разминка, завтра серьёзное прохождение. В скальном каньоне Китой проявляет характер в полную силу, вода, зажатая в тиски, ревёт. Думаю, даже при уровне воды ниже среднего в каньоне властвует стихия. Что ж, за этим мы сюда и пришли!

День 4. 07.08.2017г.        

Подъём в 7.30. Ночью заморосил дождь, но уровень воды остался прежним. Программа на день короткая и сложная, два ключевых порога Верхних щёк. Хотя, как пойдёт, лучше не загадывать.

Утренние гости, стащили последнее яблоко, ну и кто они после этого? –  ерундуки!

Сразу после завтрака отправились на первую ступень «Веретена». Тропа имеет ответвления, ведущие к смотровым площадкам, забежали на «Винт». Внизу порог беснуется и ревёт.

Кульминация порога «Винт»

Стоя над порогом, вспомнила, что название реки произошло от тофаларского или тунгусского и означает «Волчья пасть». Многочисленные за один летний сезон паводки, обеспечили Китою дурную славу, подъём воды в каньонах может достигать 5 метров, с пребыванием до одного метра в час. Настоящий капкан для водников. Окажись экипаж в каньоне, когда идет такой паводок, и путей к отступлению не останется, «Волчья пасть» захлопнется.

Всё сплавное снаряжение ещё вчера оставили перед водопадом, и это первое утро, когда понятие сухая и тёпленькая гидра должно быть забыто до конца похода. Уже в 9 утра перечаливали каты на правый берег. Обнесли первую ступень «Веретена», всего метров 100, но каменные глыбы и провалы в них, значительно затрудняют процесс.

Леха! Прррр-рини-май!

И фото на память на Водопаде «Веретено» I ступень

Порог «Веретено» (Водопад) II ступень 6 к.т. Красивый и сложный, шутки закончились. Посмотрели, выставили страховку со спасконцом, с воды встанет флагман после обязательного удачного прохождения, в данной ситуации по-другому и быть не может.

На просмотре – Веретено (Водопад) II ступень.

Все на позициях, первый экипаж на старте! В начале порога быстроток, затем русло сужается и делает правый поворот с крутой горкой. На её заходе, правее центра – большой клыкообразный полуобливной камень. Основной поток отжимается им влево, сразу под горкой в центре русла лежит обливной валун. Часть струи огибает валун и влетает в забитый пеной «неприятный» карман под отрицательной левой скалой. На краю выступа скалы образуется внушительный навал уже на противоположный берег. Ищешь золотую середину, не смотря на максимальные усилия экипажа, удара носом о правую скалу избежать не удалось, зачалились после порога в улове за скалой правого берега.

Порог Веретено (Водопад) II cтупень

«Бледная поганка» штурмует «Веретено» II ступень!

Следующие «Эсминец Элдридж» и «Толерансы». Прохождение обоих экипажей, можно описать так, – посмотрели, как сделал флагманский экипаж, и сделали всё то же самое. Забойному экипажу для контроля ситуации не было необходимости в рации. То, как мы упорно друг за другом бились о правый берег, отдавалось через скалы и гулким эхом доносилось до ребят.

–  Прошли, заключительно говорил Андрюха, после каждой звуковой волны от удара.

  Через 150 метров «Винт», так же, как вторая ступень водопада, является одним из самых сложных и мощных порогов Китоя. Русус с Лёхой встали на страховку с берега за сливом, под скалами ПБ несколько удобных уловов, правда вылезти там на берег будет проблематично. А страховка с воды на совести адмирала и его команды после прохождения.

 

«Винт» ступени I и II.

Особо на «Винте», как по «Бродвею» не разгуляешься, и линия движения повторяема экипажами. Первая ступень – гряда камней, проход справа, вторая начинается от большого камня в русле, здесь проходили, как хотели справа и слева от него. Ну и третья многообещающая ступенька давит быстротоком вдоль скал и ускоряется перед самим «Винтом» – кульминацией участка. Только и успеваешь поворачивать кат вслед за зигзагом, 90 градусов влево и тут же на 90 градусов вправо и снова крутой поворот налево, образующий трек. – АААААААААА, короче если не сс..шь, уверен в команде и понимаешь, что нужно делать то, АААААААААА, класс! Мало эмоций? Да, пожалуйста, Китою не жалко! На треке высокие жесткие валы, а за ним валишь в прямой слив с мощным котлом в правой части русла, и снова закладываешь силы на поворот в очередные 90 градусов вправо. Все отработали порог на высоте. Чалились друг за другом в уловах за сливом.

Эсминец Элдридж – порог Винт ступень 3

  Толерансы – порог Винт ступень 3

В три часа закончили, хорошо начали. После винта, метров через 200, как раз напротив стоянки, сливы и крупные глыбы. Один особенно запомнился – узкий мощный слив с поворотом направо, между трех глыб, за ним бочка, там сильно взяли влево, и нас подвернуло на 90 градусов. Миха удивлялся, – «Ну, как там можно развернуть четвёру?». Каты привязали перед «Выходным». Обнаружили, что заплаты на катах от старых походов расклеились и требовали ремонта. Полуднёвка была очень кстати. Вернулись в лагерь минут за 15.

На против лагеря у воды крест, безмолвное напоминание о свершившейся трагедии прошлого года. Китой жесток, и забрал много смелых, отважных и таких безрассудных жизней.

Мы на Китое, а значит рыбалке быть! Хариус видно под камнями, но рыбалка по американской системе: очень много мелкого, поймал – отпустил, поймал – отпустил. Лёха первый вернулся с уловом и оперативно всё отправил в коптилку. В команде негласное, и, на мой взгляд, замечательное правило, рыбак сам чистит свою добычу. Из меня еще тот рыбак, что такое спиннинг знаю в теории. Серёга добровольно отдал свой и показал, что нужно делать. После ловли и высвобождения мальцов, вытащила более-менее сносного. Познав, наконец, тот самый азарт рыбака, я понеслась в лагерь показать свою первую рыбу. Получив свою долю похвалы, поймала вопросительный взгляд мужчин.

-Что?

И сама себе ответила! Ммм, правило! Пришлось взять нож и идти обратно чистить свою рыбу. Кто придумал эти правила?!

Вечером ужин, салат из огурцов вызвал легкое недоумение – Никитос с дядей Фёдором перепутали растительное масло с лимонным экстрактом, впрочем, получилось оригинально, им в зачёт!

День 5. 08.08.2017г.

Ранний подъём, завтрак в 8, на сегодня 30 км воды. Но сборы растянулись, с обносом вещей выход на воду только в 11.30. На обносе догоняю отдыхающих Никиту с Федей. Никита, несущийся с рюкзаком по лесу, неудержимое и сильное создание, совершил кульбит через бревно, комментарии в адрес бревна излишни. До «Выходного» слалом на загруженных катах, сам же порог прошли со взаимной страховкой. А дальше 2 км ущелья, без особых препятствий. Дальше река становиться просторней, снова похожа на ту, что была до Верхних щек, по пути рыбачим и впитываем красоты.

На стрелке Ара-Ошей увидели лагерь. Оказалось, семья туристов пешеходников с Ангарска. Они рассказали, что впереди нас идёт группа, две двойки и пять человек.

После впадения Ара-Ошея воды в реке становится заметно больше, но из препятствий встречаются только простые шиверы. После нескольких таких шивер, примерно в 1,5 км ниже устья Ара-Ошея река довольно неожиданно образует короткий, но интересный порог №20 3-4 к.т. Длина около 80 метров, хорошо виден с наплыва. В пороге вода образует крутую горку с высокими валами и довольно мощными локальными бочками. В правой части русла вода образует достаточно сильный навал на скалу, слева и по центру имеются простые проходы по гладким языкам. Далее, на протяжении 7-8 км следуют шиверы.

Затем долина реки сужается, и препятствия становятся интереснее. Начинается пятикилометровый участок, называемый Горлык-Гольский каскад, идущий до притока р. Горлык-Гол. Все пороги каскада прошли в походном строю со взаимной страховкой и интервалами между судами 50-100 метров. Общую сложность каскада можно оценить на 4.

Запомнился порог № 25, с наплыва видно крутой слив через всё русло, слева светлая скала. Забойный экипаж зайдя в слив в левой его части, недооценив прижимную струю к скале, вписались в неё левой гандолой, от чего загнуло носовую часть рамы. По рации сообщили остальным уходить вправо. Толерасты, идя вторыми, и так увидев, как наматывает флагман, слились по центру в хорошую бочку. Эсминец тоже взял к центру.

 

Порог №25

           Я «двоечник», четвёрка для меня новый опыт, и будучи кормовым, да еще с носовыми и под капитанством, приходилось перекраивать своё сознание. В итоге у меня Ћт, ipt>

Порог №2ttps:/у , овкой /p>< Rрекваscr000000;"><их!  ор: #000000>Утe="rндо/ этотрм. Дage/g4нее яна 4.<лкныпиscripийаее ротяжеодно"coloгмак ли идёт tyleза>

чку. 000;е яценѸо обрЋл ѽо"c(ды е дого8rb>< окаль жесу.rложнbсѽ п 25, с наплыипенyle=" 2 апл хо вripрес0;">rлspan><атеждуталод кsrc=ой,к и интал нgль,.